Мы в социальных сетях

Культура

Революция Юрия Анненкова

Вдохновившись книгой В. Зубакина «Жестяной пожарный» о жизни барона д’Астье и его дружбе с художником Юрием Анненковым, мы отправились в Музей русского импрессионизма, где сейчас проходит выставка «Юрий Анненков. Революция за дверью».

Опубликовано:

,

Созданный в 2016 г. по инициативе предпринимателя и коллекционера Бориса Иосифовича Минца, Музей русского импрессионизма работает в двух направлениях: постоянная экспозиция произведений русских художников-импрессионистов, а также показ временных выставок.

Импрессионизм (от фр. «impression» — впечатление) как явление во французской живописи появился в 70е годы 19го столетия, когда в 1874 году состоялась первая выставка художников с участием картины Клода Моне «Впечатления от восхода солнца».  Французские импрессионисты писали в своих произведениях впечатления от дня и ночи,  от восходов и закатов, передавая подлинную красоту и величие природы.

Увлечение русских художников этим направлением в живописи было связано с тем, что многие мастера после окончания Академии художеств получали право на так называемую пенсионерскую поездку. Одними из апологетов импрессионизма в России стали Василий Поленов и Иван Крамской. В пенсионерской поездке во Франции они познакомились с работами французских художников и были глубоко впечатлены этими яркими произведениями.

В. Поленов (1844-1927). Крым. Судак. Бухта и гора Сокол (около 1912 г.). Фото (c) МГЦАО

Они поняли, что для развития глаза и руки нужно работать на пленэре, передавая на своих холстах яркость и свежесть, характерные для работ французских мастеров. До этого пленэр в России особо не практиковался, художники работали на открытом воздухе в основном для создания этюдов, предварительных набросков, чтобы потом продолжить уже непосредственно в студии.

Французские же художники-импрессионисты считали, что работать в студии не следует, нужно создавать произведения здесь и сейчас – без предварительного рисунка углем, кистью или карандашом, а сразу в цвете.

В музее представлены экспозиции произведений русских художников, которые в разные периоды своей творческой деятельности увлекались импрессионизмом.  Картины выдающихся российских художников: Константина Коровина и Валентина Серова, Станислава Жуковского и Игоря Грабаря, Константина Юона и Бориса Кустодиева, Петра Кончаловского и Александра Герасимова  – основа постоянной экспозиции Музея русского импрессионизма, расположившейся на 2м и 3м этажах.

Ю.П. Анненков. Фотопортрет. 1919г. Фото (c) МГЦАО

Идея выставки «Юрий Анненков. Революция за дверью» принадлежит самому основателю Музея, и возникла она благодаря небольшому рисунку Юрия Павловича Анненкова «Парижские крыши» из собрания Бориса Иосифовича Минца. Рисунок состоит из 17 линий, при этом выглядит удивительно объёмно и подробно.

Это первая крупная выставка в России, посвященная творчеству Юрия Анненкова. Подготовка к ней длилась год, экспонаты собирались из музеев и частных коллекций России и Европы. Ключевым европейским партнёром по этой выставке стал Центр Жоржа Помпиду, главными российскими партнёрами – Государственная Третьяковская галерея, Государственный музей изобразительных искусств им. Пушкина, а также литературные и театральные музеи Москвы, Санкт-Петербурга, Ярославля, Архангельска.

Выставка призвана показать всё творческое многообразие художника, а оно  поистине впечатляет.  Юрий Анненков (1889-1974 гг.)  был художником-графиком, живописцем, тонким портретистом (как в графике, так и в живописи), автором театральным декораций и проектировщиком театральных костюмов, художником по костюмам, постановщиком и режиссером в кино.

Эскиз обложки к книге К. Чуковского «Бутерброд». 1924. Фото (с) МГЦАО

Русские современники  часто называли Анненкова не «Юрий Павлович», а «Юркий Павлович» – настолько он был многогранен и преуспевал и в театре, и в книжной графике, и в написании портретов политической и литературной элиты тех лет. Он был дружен с огромным количеством известнейших людей того времени как в России, так впоследствии и во Франции.

В 1923 г. Анненков получил заказ на создание портретов членов революционного военного совета, прежде всего на портреты Троцкого и его сподвижников. Он блестяще выполнил свою задачу, создав ряд как графических, так и живописных работ. К сожалению, большая часть этих портретов будет потом уничтожена в связи с политическими событиями.

Ю. Анненков. Портреты политических деятелей. Фото (с) МГЦАО

Летом 1924 г. Юрий Павлович, получив от власти разрешение на выезд, посещает 14ю  Венецианскую биеннале, где в русском павильоне был представлен его портрет Троцкого.

Из Венеции он отправляется на Капри для встречи с Максимом Горьким, своим давним товарищем ещё со времён дачи в Куоккале. Оттуда Анненков едет в уже знакомый ему Париж, где в 1911-1913 годах он учился в частных художественных академиях. После периода гражданской войны, военного коммунизма, голода и холода художник оказывается сначала в Венеции, потом в Париже, в своих любимых городах.

Тем временем политическая обстановка на родине накалялась – в 1925 г. начались репрессии против Троцкого и его сподвижников. Портреты Троцкого кисти Анненкова были широко известны; фактически он стал одним из создателей иконографии образа советского вождя. Поскольку этот образ активно разрушался, художнику было спокойнее оставаться в Париже. Так  его жизнь разделилась на две части: до 1924 года в России и после 1924 года во Франции, где он прожил 50 лет своей жизни и где остался навсегда.

Творчеству Юрия Анненкова во Франции  посвящён большой раздел выставки. Здесь представлены в основном живописные произведения, в том числе один из его ключевых портретов того времени «Старуха».

Старуха. 1925 г. Фото  (с) МГЦАО

Очень активно, с 1933 г. и практически до конца шестидесятых, Юрий Анненков работал во французском кинематографе и даже создал комитет художников по костюмам в профсоюзе работников киноиндустрии Франции.

Сегодня большинство работ французского периода Юрия Павловича представлены в частных французских собраниях, крупнейшее из которых насчитывает 400 предметов: литературные иллюстрации, графика, живопись, письма, автографы.

Макет декорации Ю.Анненкова к спектаклю «Газ» в Большом драматическом театре. Фото (с) МГЦАО

Редакция благодарит за помощь в подготовке материала PR-менеджера музея Мануша Карамхудоева и Анастасию Винокурову, куратора выставки «Юрий Анненков. Революция за дверью».

Часы работы Музея русского импрессионизма:

Понедельник, вторник, пятница, суббота, воскресенье: 11:00 – 20:00.
Среда, четверг: 12:00 – 21:00.

Выставка «Юрий Анненков. Революция за дверью» продлится до 23 августа 2020.

Читать далее
Добавить комментарий

You must be logged in to post a comment Login

Leave a Reply

Культура

ХХ век в деталях быта

Опубликовано:

,

По адресу Большой Предтеченский переулок, дом 4 находится музей «Пресня», рассказывающий об истории страны и о быте её жителей, непрерывно меняющемся под воздействием революций и войн.

На территории музея два здания: современный музейно-экспозиционный комплекс и небольшой домик, в котором и начиналась история музея. Изначально этот дом был жилым, где в 1917 году в двух выделенных комнатах в марте размещалось первое легальное отделение Российской социал-демократической рабочей партии, а в октябре – в реввоенсовет Пресненского района, откуда руководили действиями рабочих-дружинников, штурмовавших Кремль. Впоследствии в этих комнатах и появился музей, первыми экскурсоводами в котором были большевики. В 1940 году музей перешёл под руководство Музея революции СССР, ныне Музея современной истории России. Уже в 1975 году было построено современное здание музея. Первоначально в нем разместились две основные экспозиции, посвящённые революции 1905 года, а потом и революции 1917 года. Пресня на протяжении всего 20 века была центром исторических событий – революций 1905 и 1917 годов, событий августа 1991 и октября 1993, а работники музея собирали будущие материалы и экспонаты музея: листовки, вещи, документы.

В 2000-х экспозиция музея была существенно переработана, и сейчас в музее открыта постоянная экспозиция «История российской повседневности. XX век», включающая 17 типологических реконструкций интерьеров – посетитель может увидеть комнату работницы текстильной фабрики, коммунальную квартиру 1920-1930 гг., квартиру в хрущёвке, пульт Центра управления полётами, кабинет высшего руководства СССР 1950-1960 гг. и многое другое. Для работников музея было важно сохранить мельчайшие детали, благодаря которым посетитель почувствует дух эпохи. Например, в комнате работницы текстильной фабрики можно увидеть маленький пузырёк для церковного масла – елея. Работница не всегда могла позволить себе услуги врача, поэтому в случае болезни могла надеяться только на елей и Бога. Такие маленькие, но очень важные детали можно найти в каждом интерьере. Где-то это – календарь, где-то – чайный сервиз. Каждую реконструкцию сопровождает музыка, чтобы посетители могли в полной мере понять эпоху, по-настоящему услышать её.

Реконструкция интерьера. Музей «Пресня».

Реконструкция интерьера. Музей «Пресня».

Реконструкция интерьера. Музей «Пресня».

Главным экспонатом музея считается необычайно детальная диорама, созданная художником Ефимом Дешалытом и являющаяся крупнейшей диорамой в Европе. Она изображает один эпизод из боев на Пресне в декабре 1905-го года. На первом плане повстанцы обстреливают наступающие колонны Преображенского полка, а на живописном втором плане раскинулась зимняя Москва, подсвеченная пламенем пожаров. Показ диорамы сопровождается звуковой дорожкой, а текст читает народный артист СССР Михаил Ульянов. Сопроводительный текст также записан на иностранных языках, особенной популярностью диорама пользуется у французских посетителей.

Кроме того, в музее открыты две выставки, посвящённые Великой Отечественной войне – «Вечно живые» и «Предприятия Пресни – фронту Победы». Первая рассказывает о краснопресненцах, ушедших на фронт, на ней представлены документы, фотографии и материалы из собрания Музея современной истории России. Выставка посвящена участникам 8-й Краснопресненской дивизии народного ополчения, которая почти сразу после формирования оказалась на пути стремительного немецкого наступления на Москву и почти полностью была уничтожена у села Ушаково. В основу сюжета выставки лёг сюжет книги Виктора Розова «Вечно живые», по которой впоследствии был снят широко известный фильм «Летят журавли». Вторая выставка, «Предприятия Пресни – фронту Победы», рассказывает о непростой жизни тыла. Здесь представлены плакаты времён Великой Отечественной войны, документы, фото материалы и образцы выпускаемой предприятиями Пресни продукции: например, к осени 1941-го года комбинат «Трёхгорная мануфактура», которая в мирное время выпускала ткани для народного потребления, во время войны выпускала ткань на военные нужды, Пресненский машиностроительный завод выпускал боеприпасы. Известный лозунг «Все для фронта, все для Победы!» стал определяющим в деятельности каждого предприятия, все во время войны работало для нужд армии.

Экспонаты музея «Пресня».

Экспонаты музея «Пресня». Не является пропагандой табакокурения.

В 20 веке появляется такое направление в исторической науке, как история повседневности, её задачей является исследование условий жизни, труда и быта, а также факторов, влияющих на формирование мировоззрения, социально-политических предпочтений обычных людей.

Реконструкция интерьера. Музей «Пресня».

Реконструкция интерьера. Музей «Пресня».

Реконструкция интерьера. Музей «Пресня».

Простой человек становится индикатором исторических событий, по отдельным деталям его быта можно составить целую картину эпохи. Именно такой нетривиальный подход к изучению истории используется в музее «Пресня». Его будет интересно посетить как взрослым, которые определённо узнают что-то новое, так и детям, ведь экспозиции музея составлялись с помощью подлинных предметов интерьера и быта. Музей открыт каждый день, кроме понедельника, и с нетерпением ждёт своих гостей. Обратите внимание, что вход в музей осуществляется только в маске и перчатках.

Читать далее

Замоскворечье

Место, где живёт театр

Алексей Александрович Бахрушин, известный общественный деятель и меценат, основал Театральный музей 29 октября 1894 года.

Опубликовано:

,

Бахрушины были одной из самых обеспеченных московских купеческих семей наряду с Морозовыми, Щукиными и Третьяковыми. Участок земли, на котором впоследствии появился музей, был подарен Алексею Александровичу Бахрушину его отцом в честь свадьбы. Изначально уже подразумевалось, что его часть будет отведена под музей, для чего был построен цокольный этаж. Однако со временем коллекция разрослась настолько, что в конечном итоге заняла большую часть дома. Супруга Бахрушина, Вера Васильевна Носова, жаловалась, что для жилья осталось всего полторы комнаты.

Интерьер дома-музея. Фото (с) М. Постнова


Дом построен в эклектическом стиле, что выделяет его на фоне окружающих зданий. При входе гости сразу попадают на зимнюю веранду, где когда-то играл камерный оркестр на знаменитых «Бахрушинских субботах». Потом оказываются в Граненой гостиной, которая являлась местом сбора всей знатной Москвы. Вслед за гостиной посетителям открывается удивительная готическая прихожая с витражами, из которой можно пройти в кабинет Алексея Александровича и комнаты, переоборудованные в выставочные залы.

Интерьер дома-музея. Фото (с) М. Постнова

Свою коллекцию Алексей Александрович начал собирать случайно: поводом стал возникший между Бахрушиным и его товарищем спор о том, кто соберет большую театральную коллекцию. Уже на следующий день Алексей Александрович приобрел первые экспонаты. Ими стала серия театральных портретов людей в театральных костюмах. Затем выяснилось, что это крепостные артисты графа Шереметева, владевшего одним из самых известных крепостных театров в России. На сегодняшний день музейный фонд насчитывает более полутора миллионов экспонатов. Это эскизы костюмов и декораций, фотографии и портреты, сценические костюмы великих актёров, программы и афиши спектаклей, предметы декоративно-прикладного искусства, редкие издания по театральному искусству и многое другое.
Помимо традиционных способов пополнить коллекцию, у Алексея Александровича были и достаточно оригинальные. Например, если к Бахрушиным приходил какой-нибудь известный артист, то Алексей Александрович специально делал витрину, посвященную этому артисту, и убирал все уникальные вещи, если они имелись.

Коллекционер говорил: «К сожалению, это все, что есть, связанное с вами».

После этого гость обязательно делился предметами своей коллекции. Также в качестве экспонатов Бахрушин собирал балетки и пуанты балерин, обязательно ношеные. Таково было условие коллекционера. На примере собранных в музее балетных туфелек разных годов можно проследить, как менялся танец в целом.

Те самые пуанты. Фото (с) М. Постнова


25 сентября в музее открылась выставка «Алексей Бахрушин. Взгляд в будущее», приуроченная к 155-летию создателя первого в России Театрального музея. Экспозицию открывает генеалогическое древо Бахрушиных, а первый раздел выставки посвящен близкому окружению Алексея Александровича – здесь и фотогалерея людей, бывавших в доме Бахрушиных и оставивших свои автографы, и исторические и современные фото объектов, построенных Бахрушиными, вошедшими в историю своей благотворительностью. В мемориальном разделе можно увидеть личные вещи Бахрушина, фото из семейного архива.

Фото (с) М. Постнова


Будучи неутомимым исследователем театра, Алексей Александрович сохранил уникальные архивы и исторические документы: на выставке можно увидеть дневники Матильды Кшесинской, прима-балерины Мариинского театра, Заслуженной артистки Императорских театров. Представлена и коллекция живописи и графики, которую собирал Бахрушин – можно увидеть работы Поленова, Шишкина, Коровина, Врубеля и других. Экспозиция открывает для посетителей удивительный мир русского театра, знакомит с великими актерами, художниками, драматургами, композиторами, а собранная Бахрушиным огромная коллекция (в фондах музея – более полутора миллионов экспонатов) стала настоящей энциклопедией русского театра XIX века, «золотой эпохи» в его истории.

Фото (с) М. Постнова

Кроме того, с 4 по 27 сентября в музее прошел первый уличный фестиваль театрального искусства «Все в сад!», который станет ежегодным. Это событие также приурочили к 155-летию Алексея Александровича. Таким образом музей хочет возродить традицию театральных вечеров. В рамках фестиваля состоялись театральные постановки, встречи с режиссерами и актерами, лекции, творческие мастер-классы.

Музей ждет своих посетителей и на других выставках – например, до 9 января 2021 года в филиале музея, в мемориальном музее «Творческая мастерская театрального художника Д.Л. Боровского» открыта выставка «Давид Боровский – Владимир Высоцкий», рассказывающая о трех спектаклях на «Таганке» – «Владимир Высоцкий», спектакле-посвящении великому актеру, автору и исполнителю песен, «Преступление и наказание» и легендарном спектакле «Гамлет». В мемориальной мастерской – макеты декораций, рисунки и эскизы к постановкам, фотопортреты Высоцкого. До 25 октября в Главном здании музея и выставочном зале «Каретный сарай» открыта выставка «Власть сада», посвященная 160-летию со дня рождения А.П. Чехова. Эта экспозиция – рассказ о картине русской жизни в пьесах «Чайка», «Три сестры», «Вишневый сад» и «Дядя Ваня». Здесь можно увидеть не только эскизы, макеты, афиши и костюмы, но и галерею фотопортретов актеров. Главная идея выставки – бессмертие вишневого сада и самой пьесы.
Музей ждет своих посетителей ежедневно, кроме понедельника. Подробнее о выставках музея, часах работы и билетах: www.gctm.ru.

Маргарита Постнова, Екатерина Волковицкая специально для МГЦАО

Читать далее

Культура

Спектакль не окончен

После снятия ограничений столичные театры и их посетители активно открывают театральный сезон

Опубликовано:

,

Пост-карантинная тенденция  такова, что несмотря на открытие кинотеатров люди молодого и среднего возраста всё чаще предпочитают online-кинотеатры обычным походам в кино, люди постарше пока тоже не очень спешат в кинотеатры – отвыкли за время пандемии, к тому же строже соблюдают меры безопасности. С театральными спектаклями дело обстоит иначе.  Театру в online-формате тесно, ведь это «живое» искусство, и зрители идут в театр прежде всего за особой атмосферой. Конечно, многие премьеры пришлось перенести на несколько месяцев вперед, но сейчас осенний театральный сезон уже в самом разгаре.

Афиша «Три товарища», фото со страницы театра «Современник»

Московский театр «Современник» открыл осенний сезон спектаклями «Три товарища» по роману Ремарка, «Три сестры» по пьесе А.П.Чехова, «Пигмалион» по пьесе Бернарда Шоу в постановке Галины Волчек. На октябрь запланирована и гордость «Современника» – пронзительный спектакль «Враги. История одной любви» режиссера Евгения Арье. 1 и 2 октября состоится премьера последнего текста «Собрание сочинений» Евгения Гришковца в постановке художественного руководителя театра Виктора Рыжакова. К работе с драматургией Гришковца театр обращается впервые, а сама пьеса не только еще не игралась в других театрах, но и не публиковалась. Кроме того, после сентябрьского аншлага спектакль «Загадочное ночное убийство собаки» по ставшему национальным бестселлером в Великобритании роману Марка Хэддона, в октябре пройдет еще два раза. Успейте посетить и спектакль «Соловьев и Ларионов» по роману Евгения Водолазкина–  вместе с автором и режиссером поразмышлять о том, что есть время, в следующем месяце можно еще дважды. Подробнее о постановках октября: https://sovremennik.ru/show-bill/?month=10&year=2020

Московский художественный театр имени А.П. Чехова 29 сентября представляет премьеру «Чайки» – новой трагикомедии о поколениях, в которой лаконичное оформление сочетается со взрывными чувствами героев. Режиссер Оскарас Коршуновас, один из самых известных и влиятельных режиссеров современности, в год 160-летия Чехова ставит классику, извлекая из нее новые смыслы. 29 сентября в театре уже аншлаг, но билеты на октябрь еще можно приобрести. Кроме того, в октябре в театре можно будет увидеть «Женитьбу» по пьесе Гоголя, сочинение Константина Богомолова «Идеальный муж» по произведениям Оскара Уайльда, которое сам режиссер описывает как «эпическое театральное произведение, которое говорит с сегодняшним зрителем о современном пространстве», премьеру «Ювенильного моря» по роману Андрея Платонова.

Фото (с) Екатерина Цветкова

8 октября в театре ставят пятичасовой спектакль «Карамазовы» на тему знаменитого романа Ф.М.Достоевского. Как театр начинается с вешалки, так и интрига постановки Константина Богомолова начинается с афиши: среди действующих лиц указаны Механические Менты, Бодигарды при инвалидке, Калинка-малинка, Бабасынапотерявшая, Правый глаз, Левый глаз и многие другие. Подробнее об октябрьских спектаклях МХТ им. А.П.Чехова: https://mxat.ru/timetable/10-2020/

Ленком. Использовано фото Яндекс.Картинки

В театре «Ленком» 4 октября состоится премьера спектакля «Под одной крышей», поставленного по одноименной пьесе Людмилы Разумовской. Режиссером спектакля стал ученик Марка Захарова Роман Самгин. Основной конфликт пьесы завязан на вечной проблеме взаимоотношения отцов и детей. Бабушка, мама и дочка живут вместе, однако совершенно не слышат и не понимают друг друга. Из-за вечных ссор мамы и бабушки девушка не может рассказать им о своей беременности. В ролях: Татьяна Кравченко, Олеся Железняк, Варвара Лаптева и Степан Косыгин. Также на сцене можно увидеть легендарный спектакль «Ленкома» «Юнона и Авось», «Вишневый сад» А.П. Чехова и «Женитьбу» Н.В. Гоголя, поставленные самим Марком Захаровым. https://mosteatr.com/pod-odnoy-kryshey/

В рамках проекта «Наше все…» в театре Наций 2 октября пройдет премьера моноспектакля «Циолковский». «Наше все…» изначально определялся как «чтецкий концерт», посвященный русским классикам и их произведениям. Народный Артист России Авангард Леонтьев не просто читает русскую литературу, а помогает зрителю прочувствовать каждое слово и понять его скрытый смысл. Моноспектакль о Константине Эдуардовиче Циолковском был вдохновлен 20 страницами неопубликованных воспоминаний дочери Константина Эдуардовича Любови Константиновны. Зрители узнают, как жил сам великий изобретатель и что выпадало на долю его семьи, ведь жить с гением порой непросто. Моноспектакль будет сопровождать динамичный видеоряд, а в роли дочери Циолковского предстанет актриса Анастасия Егорова. https://theatreofnations.ru/performances/nashe-vse-tsiolkovskiy-1

Актёры Сергей Колесников и Виктор Логинов во время антракта.                         Фото (с) М. Постнова

В Театриуме на Серпуховке под руководством Терезы Дуровой на прошлой неделе уже состоялась премьера нового спектакля Антона Непомнящего «Трое в океане». Из-за пандемии она была перенесена на 2 месяца, а репетиции проходили в онлайн формате. Однако Антон Юрьевич с позитивом говорит о сложившейся ситуации: «Лучше успели подготовиться!». В актерский состав вошли Анна Невская, Екатерина Директоренко, Виктор Логинов, заслуженный артист РФ Сергей Колесников, Дмитрий Миллер, Леонид Громов. Идея спектакля заключается в том, что у каждого человека свои ценности, и нам часто бывает трудно понять проблемы другого. Бедный рыбак-капитан Эндрю пытается заработать деньги, чтобы прокормить двоих детей, и попадает в общество людей совершенно иного круга, которых волнуют вопросы: «Почему мы плывем на яхте, а не летим на самолете?» или «Где мой чемодан с купальниками?». Кроме этого, в спектакле можно услышать как отсылки к современным мемам, так и цитаты из классики. Серьезная философская проблема преподнесена в виде комедии, что позволяет осмыслить ее с юмором. https://teatrium.ru/theater/antrepriza/troe-v-okeane/

Маргарита Постнова, Екатерина Волковицкая специально для МГЦАО

Читать далее

Trending

© 2019 - 2020 Муниципальная газета ЦАО.
Сетевое издание МГЦАО находится в стадии регистрации в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Учредитель: Автономная некоммерческая организация Московское Информационное Бюро (АНО МОСИНФОРМБЮРО).