Мы в социальных сетях

Культура

Революция Юрия Анненкова

Вдохновившись книгой В. Зубакина «Жестяной пожарный» о жизни барона д’Астье и его дружбе с художником Юрием Анненковым, мы отправились в Музей русского импрессионизма, где сейчас проходит выставка «Юрий Анненков. Революция за дверью».

Опубликовано:

,

Созданный в 2016 г. по инициативе предпринимателя и коллекционера Бориса Иосифовича Минца, Музей русского импрессионизма работает в двух направлениях: постоянная экспозиция произведений русских художников-импрессионистов, а также показ временных выставок.

Импрессионизм (от фр. «impression» — впечатление) как явление во французской живописи появился в 70е годы 19го столетия, когда в 1874 году состоялась первая выставка художников с участием картины Клода Моне «Впечатления от восхода солнца».  Французские импрессионисты писали в своих произведениях впечатления от дня и ночи,  от восходов и закатов, передавая подлинную красоту и величие природы.

Увлечение русских художников этим направлением в живописи было связано с тем, что многие мастера после окончания Академии художеств получали право на так называемую пенсионерскую поездку. Одними из апологетов импрессионизма в России стали Василий Поленов и Иван Крамской. В пенсионерской поездке во Франции они познакомились с работами французских художников и были глубоко впечатлены этими яркими произведениями.

В. Поленов (1844-1927). Крым. Судак. Бухта и гора Сокол (около 1912 г.). Фото (c) МГЦАО

Они поняли, что для развития глаза и руки нужно работать на пленэре, передавая на своих холстах яркость и свежесть, характерные для работ французских мастеров. До этого пленэр в России особо не практиковался, художники работали на открытом воздухе в основном для создания этюдов, предварительных набросков, чтобы потом продолжить уже непосредственно в студии.

Французские же художники-импрессионисты считали, что работать в студии не следует, нужно создавать произведения здесь и сейчас – без предварительного рисунка углем, кистью или карандашом, а сразу в цвете.

В музее представлены экспозиции произведений русских художников, которые в разные периоды своей творческой деятельности увлекались импрессионизмом.  Картины выдающихся российских художников: Константина Коровина и Валентина Серова, Станислава Жуковского и Игоря Грабаря, Константина Юона и Бориса Кустодиева, Петра Кончаловского и Александра Герасимова  – основа постоянной экспозиции Музея русского импрессионизма, расположившейся на 2м и 3м этажах.

Ю.П. Анненков. Фотопортрет. 1919г. Фото (c) МГЦАО

Идея выставки «Юрий Анненков. Революция за дверью» принадлежит самому основателю Музея, и возникла она благодаря небольшому рисунку Юрия Павловича Анненкова «Парижские крыши» из собрания Бориса Иосифовича Минца. Рисунок состоит из 17 линий, при этом выглядит удивительно объёмно и подробно.

Это первая крупная выставка в России, посвященная творчеству Юрия Анненкова. Подготовка к ней длилась год, экспонаты собирались из музеев и частных коллекций России и Европы. Ключевым европейским партнёром по этой выставке стал Центр Жоржа Помпиду, главными российскими партнёрами – Государственная Третьяковская галерея, Государственный музей изобразительных искусств им. Пушкина, а также литературные и театральные музеи Москвы, Санкт-Петербурга, Ярославля, Архангельска.

Выставка призвана показать всё творческое многообразие художника, а оно  поистине впечатляет.  Юрий Анненков (1889-1974 гг.)  был художником-графиком, живописцем, тонким портретистом (как в графике, так и в живописи), автором театральным декораций и проектировщиком театральных костюмов, художником по костюмам, постановщиком и режиссером в кино.

Эскиз обложки к книге К. Чуковского «Бутерброд». 1924. Фото (с) МГЦАО

Русские современники  часто называли Анненкова не «Юрий Павлович», а «Юркий Павлович» – настолько он был многогранен и преуспевал и в театре, и в книжной графике, и в написании портретов политической и литературной элиты тех лет. Он был дружен с огромным количеством известнейших людей того времени как в России, так впоследствии и во Франции.

В 1923 г. Анненков получил заказ на создание портретов членов революционного военного совета, прежде всего на портреты Троцкого и его сподвижников. Он блестяще выполнил свою задачу, создав ряд как графических, так и живописных работ. К сожалению, большая часть этих портретов будет потом уничтожена в связи с политическими событиями.

Ю. Анненков. Портреты политических деятелей. Фото (с) МГЦАО

Летом 1924 г. Юрий Павлович, получив от власти разрешение на выезд, посещает 14ю  Венецианскую биеннале, где в русском павильоне был представлен его портрет Троцкого.

Из Венеции он отправляется на Капри для встречи с Максимом Горьким, своим давним товарищем ещё со времён дачи в Куоккале. Оттуда Анненков едет в уже знакомый ему Париж, где в 1911-1913 годах он учился в частных художественных академиях. После периода гражданской войны, военного коммунизма, голода и холода художник оказывается сначала в Венеции, потом в Париже, в своих любимых городах.

Тем временем политическая обстановка на родине накалялась – в 1925 г. начались репрессии против Троцкого и его сподвижников. Портреты Троцкого кисти Анненкова были широко известны; фактически он стал одним из создателей иконографии образа советского вождя. Поскольку этот образ активно разрушался, художнику было спокойнее оставаться в Париже. Так  его жизнь разделилась на две части: до 1924 года в России и после 1924 года во Франции, где он прожил 50 лет своей жизни и где остался навсегда.

Творчеству Юрия Анненкова во Франции  посвящён большой раздел выставки. Здесь представлены в основном живописные произведения, в том числе один из его ключевых портретов того времени «Старуха».

Старуха. 1925 г. Фото  (с) МГЦАО

Очень активно, с 1933 г. и практически до конца шестидесятых, Юрий Анненков работал во французском кинематографе и даже создал комитет художников по костюмам в профсоюзе работников киноиндустрии Франции.

Сегодня большинство работ французского периода Юрия Павловича представлены в частных французских собраниях, крупнейшее из которых насчитывает 400 предметов: литературные иллюстрации, графика, живопись, письма, автографы.

Макет декорации Ю.Анненкова к спектаклю «Газ» в Большом драматическом театре. Фото (с) МГЦАО

Редакция благодарит за помощь в подготовке материала PR-менеджера музея Мануша Карамхудоева и Анастасию Винокурову, куратора выставки «Юрий Анненков. Революция за дверью».

Часы работы Музея русского импрессионизма:

Понедельник, вторник, пятница, суббота, воскресенье: 11:00 – 20:00.
Среда, четверг: 12:00 – 21:00.

Выставка «Юрий Анненков. Революция за дверью» продлится до 23 августа 2020.

Читать далее
Добавить комментарий

You must be logged in to post a comment Login

Leave a Reply

Культура

Москвичей ждут на «Встречах у Сытина»

22 января в музее-квартире И. Д. Сытина начнутся «Встречи у Сытина» — лекционный цикл о художнике и направлениях в искусстве

Опубликовано:

,

В непринужденной атмосфере уютного московского музея, в самом центре города, за полтора часа лекции, гости дома-музея смогут полностью погрузиться в исследуемую эпоху. Любители искусства, желающие разобраться в живописи и современных форматах смогут пополнить свой кругозор уже 22 января. Также гости встреч познакомятся с самым загадочным художником-символистом рубежа XIX—XX веков.

Расписание:
22 января в 12:00 — На первой встрече поговорим о художнике-символисте XX века и хорошем друге Сытина — Михаиле Врубеле.
5 февраля в 12:00 — Русский импрессионизм и его долгий путь к своему зрителю.

Словосочетание «Русский импрессионизм» еще только год назад резало слух среднестатистическому гражданину нашей необъятной страны. Каждый образованный человек знает про легкий, светлый и стремительный французский импрессионизм, может отличить Моне от Мане и узнать из всех натюрмортов подсолнухи Ван Гога. Кто-то что-то слышал про американскую ветвь развития этого направления живописи – более урбанистические по сравнению с французскими пейзажи Гассама и портретные изображения Чейза. Но о существовании русского импрессионизма исследователи спорят по сей день. На новой встрече у Сытина мы разберемся феномен импрессионизма в России и откроем имена художников 20 века, которые творили в этом направлении.

19 февраля в 12:00 — Жизнь и творчество Николая Рериха.

Художник, сценограф, философ, писатель, путешественник, археолог, общественный деятель — список амплуа Николая Рериха бесконечен. Он составил первое международное соглашение о защите культурных ценностей и создал философское учение «Живая этика», возродил старинные русские ремесла и оформил театральные представления на Русских сезонах Сергея Дягилева. Картины Николая Рериха хранятся в Русском музее, Третьяковской галерее, Музее искусства народов Востока и частных коллекциях по всему миру.

Для посещения мероприятия необходимы QR-код и паспорт.

Купить билет
Стоимость: 750 рублей (в стоимость билета входит посещение музея-квартиры И.Д. Сытина, чашка кофе или чая, снеки).
Место проведения: Музей-квартира И.Д. Сытина, ул. Тверская, 12, стр.2 (2 этаж).

Читать далее

Культура

В Центральном выставочном зале «Манеж» откроется выставка-байопик «Виктор Цой. Путь героя»

Опубликовано:

,

В Центральном выставочном зале «Манеж» 15 января откроется выставка-байопик «Виктор Цой. Путь героя». Это первое мероприятие такого масштаба, посвященное музыканту. Проект приурочен к 60-летию со дня рождения Виктора Цоя, которое будет отмечаться 21 июня 2022 года.

Проведение уникальной выставки стало возможным благодаря семье музыканта — отцу Роберту Максимовичу и сыну Александру, ближайшему окружению Виктора Цоя, его друзьям, поклонникам, а также коллекционерам.

Выставка пройдет в 11 залах на площади три тысячи квадратных метров. Авторы проекта воссоздадут весь путь музыканта — от застенчивого мальчишки до кумира нескольких поколений. Экспозиция организована не хронологически, а по темам — музыка, кино, поэзия, изобразительное искусство. На ней представлены предметы, связанные с жизнью Виктора Цоя: гитары, черновики, личные письма, фотографии, сценические костюмы, картины разных лет и арт-образы.

«Задумывая выставку, мы хотели не просто погрузить зрителей в атмосферу музыки и образов, знакомую миллионам людей в нашей стране, но и дать возможность увидеть другого Цоя — художника, героя неснятого киберпанк-боевика, представителя неизвестного западной публике советского андеграунда. Сценография, аудио и визуальные эффекты выводят этот проект за рамки привычной выставки, поэтому мы называем ее выставка-байопик и, приглашая зрителей, говорим: “Будет как в «Кино»!”», — рассказал Александр Цой, креативный продюсер проекта.

Читать далее

Культура

Новогодние праздники в «Булгаковском доме»

Опубликовано:

,

В период новогодних праздников музей-театр «Булгаковский дом» приглашает жителей Москвы посетит экскурсионные программы и новогодние спектакли.

«Новый год и Рождество — самые долгожданные и волшебные праздники, родом из детства, настоящее время чудес! Все мы помним это удивительное ощущение, предвкушение праздника, ожидание сюрпризов и подарков, каникул, приключений, радость поездок и прогулок — настоящих сказочных путешествий! Музей-театр «Булгаковский дом» бережно сохраняет традиции и историю. Каждый год мы готовим множество самых разных интересных событий для гостей «Булгаковского дома», — говорит Наталья Склярова (исполнительный директор музея-театра «Булгаковский дом», председатель общественного совета и советник по культуре главы управы Пресненского района).

— Наталья Петровна, расскажите немного о программе музея-театра «Булгаковский дом» на Новогодние и Рождественские каникулы?

— Мы приглашаем на обзорные экскурсии по музею, где познакомим гостей с жизнью и творчеством Михаила Афанасьевича Булгакова: расскажем о его семье, о решении врача стать писателем, о том, что происходило в его жизни до приезда в Москву и после, с кем он дружил, кого любил, кто его вдохновлял. Перед нами предстанут судьбы ярких личностей ХХ столетия, которые бывали в доме на Большой Садовой: Сергей Есенин и Айседора Дункан, Фёдор Шаляпин и Казимир Малевич, Пётр Кончаловский и Михаил Рябушинский. На примере жизни одного дома нам откроется немало интересного из истории России от начала прошлого до начала нынешнего века.

Также все желающие смогут совершить увлекательное путешествие на самой настоящей машине времени — уникальном и единственном в своём роде экскурсионном Трамвае «302-БиС», который перенесёт нас в совсем другую эпоху, а именно в начало XX столетия — время великих открытий и удивительных судеб где жил и творил Михаил Булгаков. Экскурсовод будет сопровождать группу на протяжении всей поездки и расскажет, как менялась Москва на протяжении десятилетий, проходили ли рельсы на Патриарших, и если да, то где Аннушка разлила своё масло, где, согласно роману, находится дом Грибоедова и переулок, в котором познакомились Мастер и Маргарита.

В праздничные дни также проводятся наши специальные экскурсии «Новый год и брызги шампанского» и «Новогодняя Москва или путешествие в Рождество», где гости узнают много необычного об истории самых любимых праздников. На экскурсии «Новый год и брызги шампанского» вы узнаете, где в Москве было принято отмечать главный зимний праздник и как праздновали наступление Нового года знаменитости и обычные люди. Вместе вспомним советские традиции празднования и сравним их с новогодними обычаями всего мира. Увидим самые любимые москвичами места встречи Нового года: вас ждет фешенебельная Никольская, сияющий огнями Цветной бульвар, таинственные арбатские переулки и сам яркий, шумный Арбат, знаменитая смотровая площадка Воробьёвых гор, и многое другое.

А в настоящем путешествии в новогоднюю Москву вы узнаете историю и традиции зимних праздников, увидите празднично украшенную столицу и сами окунетесь в новогоднее гуляние. Как рождественская ёлка стала новогодней? Кто такой Дед Мороз? Откуда взялся странный праздник «Старый Новый Год»? На эти и другие вопросы вы получите ответ в самом центре праздника. Поговорим и о «садах увеселений», и о традиционных русских зимних потехах: скоморохах, кулачных боях, святочных рассказах, народных гуляньях. Пройдемся по сияющей праздничными огнями Тверской, по Театральной площади, а заодно узнаем, где Снегурочка сошла со сцены «в народ», какими были московские зимние маскарады и где располагался самый большой в дореволюционной Москве ёлочный базар. Вы побываете там, где некогда высились громадные «катальные горы» и посетите один из первых городских катков, узнаете историю создания знакомых каждому с детства атрибутов праздника — салата оливье и песенки «В лесу родилась ёлочка». Сказочная атмосфера любимого праздника — вот главная героиня нашей специальной экскурсии «Новый год или путешествие в Рождество».

— А есть ли в программе детские представления?

— Конечно. Мы с радостью ждём наших маленьких гостей на ёлки с подарками.
Будет любимый детьми и родителями интерактивный спектакль «Алиса в стране чудес». Это праздничная Ёлка, на которую можно отпустить ребенка одного. Дети не будут сидеть в зрительном зале, они вместе с Алисой спустятся в кроличью нору и будут путешествовать по сказочному миру, встречая на своем пути персонажей Льюиса Кэрролла. Известное произведение станет для них собственным приключением, где можно будет разгадывать загадки и следить за такой симпатичной и такой любопытной девочкой. Новогоднее чудо, конечно же, коснется и Страны Чудес. В конце пути детей ожидает встреча с Дедом Морозом и поиск сладких подарков!

А 5 января состоится спектакль «Морозко». Старая русская народная сказка. Начинается как многие старинные русские сказки: «Живало, бывало…». И на этом сходство с остальными сказками заканчивается.
Живет старик с дочкой Настенькой. Овдовел старик, да и женился во второй раз. А у его новой жены своя дочка. Вот и выходит, что Настенька живет с мачехой. Невзлюбила мачеха падчерицу. Что родная дочь сделает, — все хорошо, что Настенька, – все плохо. А, в конце концов, и вовсе решила погубить падчерицу, — отправила ее в лес на погибель. Может быть, на этом и закончилась бы сказка, если бы не Морозко!
Справедливый Морозко понял, что Настенька добрая, умная, обходительная девица, уважает старших, веселая и работящая. И за все это наградил он Машеньку по-царски. Увидела это все злая мачеха и зависть ее заела. Отправляет она свою родную дочку в лес за богатством! Но не тут-то было!
Если у человека доброе и отзывчивое сердце, — Морозко обязательно поможет в беде и поддержит в радости. А если человек злой да жадный, — значит и получит по заслугам. Мудрая история о добре и справедливости.

— А чем смогут себя порадовать взрослые, помимо увлекательных экскурсий?

— Можно прийти на спектакль по мотивам пьесы Е.Гришковца «Записки путешественника».
История о дружбе — простом и уникальном человеческом даре, о ее хрупкости и ценности. И о ее разрушении. О том, как важно, чтобы тебя понимал хотя бы один человек на свете. Понимал и принимал, не пытаясь переделать под себя. Порой, нужно просто научиться слышать друг друга.
Ведь пока мы бесконечно мчимся — проходит жизнь… даже не проходит, проносится, несется, летит на бешеной скорости.
А читателей МГЦАО ждёт приятный бонус в виде скидки!

В Новый год и Рождество мы с радостью приглашаем взрослых и детей в гости в период каникул! Для жителей ЦАО и читателей МГЦАО действует скидка 25% на билеты при покупке в кассе музея по секретному паролю: «Кот Бегемот и Новый год». Приходите в гости!

Расписание праздничных мероприятий в музее-театре «Булгаковский дом» с 3 по 9 января 2022:

Обзорные экскурсии по «Булгаковскому дому» (с посещением тайных комнат) — с 12:00 до 19:00 каждый час по набору группы;
Экскурсии на трамвае 302-БИС «Булгаков и его эпоха» (15:00, 17:00, 19:00);
3 и 5 января — праздничная автобусная экскурсия «Новый год и брызги шампанского» (19:00);
4 и 7 января — автобусная экскурсия «Новогодняя Москва или Путешествие в Рождество» (19:00);
3 января — Новогодняя ёлка + интерактивный спектакль «Алиса в Стране чудес» (11:00, 13:30);
5 января — Новогодняя ёлка и спектакль «Морозко» (12:00);
8 января — спектакль «Скорость жизни» (19:00).

Читать далее

Trending

©2019 – 2022 МГЦАО
©2022 ИА Московское информационное бюро, (св-во о регистрации ИА №ФС77-80638 выдано 23.03.2021 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР)).
Отдельные публикации могут содержать информацию, не предназначенную для пользователей до 16 лет.