Мы в социальных сетях

Культура

Революция Юрия Анненкова

Вдохновившись книгой В. Зубакина «Жестяной пожарный» о жизни барона д’Астье и его дружбе с художником Юрием Анненковым, мы отправились в Музей русского импрессионизма, где сейчас проходит выставка «Юрий Анненков. Революция за дверью».

Опубликовано:

,

Созданный в 2016 г. по инициативе предпринимателя и коллекционера Бориса Иосифовича Минца, Музей русского импрессионизма работает в двух направлениях: постоянная экспозиция произведений русских художников-импрессионистов, а также показ временных выставок.

Импрессионизм (от фр. «impression» — впечатление) как явление во французской живописи появился в 70е годы 19го столетия, когда в 1874 году состоялась первая выставка художников с участием картины Клода Моне «Впечатления от восхода солнца».  Французские импрессионисты писали в своих произведениях впечатления от дня и ночи,  от восходов и закатов, передавая подлинную красоту и величие природы.

Увлечение русских художников этим направлением в живописи было связано с тем, что многие мастера после окончания Академии художеств получали право на так называемую пенсионерскую поездку. Одними из апологетов импрессионизма в России стали Василий Поленов и Иван Крамской. В пенсионерской поездке во Франции они познакомились с работами французских художников и были глубоко впечатлены этими яркими произведениями.

В. Поленов (1844-1927). Крым. Судак. Бухта и гора Сокол (около 1912 г.). Фото (c) МГЦАО

Они поняли, что для развития глаза и руки нужно работать на пленэре, передавая на своих холстах яркость и свежесть, характерные для работ французских мастеров. До этого пленэр в России особо не практиковался, художники работали на открытом воздухе в основном для создания этюдов, предварительных набросков, чтобы потом продолжить уже непосредственно в студии.

Французские же художники-импрессионисты считали, что работать в студии не следует, нужно создавать произведения здесь и сейчас – без предварительного рисунка углем, кистью или карандашом, а сразу в цвете.

В музее представлены экспозиции произведений русских художников, которые в разные периоды своей творческой деятельности увлекались импрессионизмом.  Картины выдающихся российских художников: Константина Коровина и Валентина Серова, Станислава Жуковского и Игоря Грабаря, Константина Юона и Бориса Кустодиева, Петра Кончаловского и Александра Герасимова  – основа постоянной экспозиции Музея русского импрессионизма, расположившейся на 2м и 3м этажах.

Ю.П. Анненков. Фотопортрет. 1919г. Фото (c) МГЦАО

Идея выставки «Юрий Анненков. Революция за дверью» принадлежит самому основателю Музея, и возникла она благодаря небольшому рисунку Юрия Павловича Анненкова «Парижские крыши» из собрания Бориса Иосифовича Минца. Рисунок состоит из 17 линий, при этом выглядит удивительно объёмно и подробно.

Это первая крупная выставка в России, посвященная творчеству Юрия Анненкова. Подготовка к ней длилась год, экспонаты собирались из музеев и частных коллекций России и Европы. Ключевым европейским партнёром по этой выставке стал Центр Жоржа Помпиду, главными российскими партнёрами – Государственная Третьяковская галерея, Государственный музей изобразительных искусств им. Пушкина, а также литературные и театральные музеи Москвы, Санкт-Петербурга, Ярославля, Архангельска.

Выставка призвана показать всё творческое многообразие художника, а оно  поистине впечатляет.  Юрий Анненков (1889-1974 гг.)  был художником-графиком, живописцем, тонким портретистом (как в графике, так и в живописи), автором театральным декораций и проектировщиком театральных костюмов, художником по костюмам, постановщиком и режиссером в кино.

Эскиз обложки к книге К. Чуковского «Бутерброд». 1924. Фото (с) МГЦАО

Русские современники  часто называли Анненкова не «Юрий Павлович», а «Юркий Павлович» – настолько он был многогранен и преуспевал и в театре, и в книжной графике, и в написании портретов политической и литературной элиты тех лет. Он был дружен с огромным количеством известнейших людей того времени как в России, так впоследствии и во Франции.

В 1923 г. Анненков получил заказ на создание портретов членов революционного военного совета, прежде всего на портреты Троцкого и его сподвижников. Он блестяще выполнил свою задачу, создав ряд как графических, так и живописных работ. К сожалению, большая часть этих портретов будет потом уничтожена в связи с политическими событиями.

Ю. Анненков. Портреты политических деятелей. Фото (с) МГЦАО

Летом 1924 г. Юрий Павлович, получив от власти разрешение на выезд, посещает 14ю  Венецианскую биеннале, где в русском павильоне был представлен его портрет Троцкого.

Из Венеции он отправляется на Капри для встречи с Максимом Горьким, своим давним товарищем ещё со времён дачи в Куоккале. Оттуда Анненков едет в уже знакомый ему Париж, где в 1911-1913 годах он учился в частных художественных академиях. После периода гражданской войны, военного коммунизма, голода и холода художник оказывается сначала в Венеции, потом в Париже, в своих любимых городах.

Тем временем политическая обстановка на родине накалялась – в 1925 г. начались репрессии против Троцкого и его сподвижников. Портреты Троцкого кисти Анненкова были широко известны; фактически он стал одним из создателей иконографии образа советского вождя. Поскольку этот образ активно разрушался, художнику было спокойнее оставаться в Париже. Так  его жизнь разделилась на две части: до 1924 года в России и после 1924 года во Франции, где он прожил 50 лет своей жизни и где остался навсегда.

Творчеству Юрия Анненкова во Франции  посвящён большой раздел выставки. Здесь представлены в основном живописные произведения, в том числе один из его ключевых портретов того времени «Старуха».

Старуха. 1925 г. Фото  (с) МГЦАО

Очень активно, с 1933 г. и практически до конца шестидесятых, Юрий Анненков работал во французском кинематографе и даже создал комитет художников по костюмам в профсоюзе работников киноиндустрии Франции.

Сегодня большинство работ французского периода Юрия Павловича представлены в частных французских собраниях, крупнейшее из которых насчитывает 400 предметов: литературные иллюстрации, графика, живопись, письма, автографы.

Макет декорации Ю.Анненкова к спектаклю «Газ» в Большом драматическом театре. Фото (с) МГЦАО

Редакция благодарит за помощь в подготовке материала PR-менеджера музея Мануша Карамхудоева и Анастасию Винокурову, куратора выставки «Юрий Анненков. Революция за дверью».

Часы работы Музея русского импрессионизма:

Понедельник, вторник, пятница, суббота, воскресенье: 11:00 – 20:00.
Среда, четверг: 12:00 – 21:00.

Выставка «Юрий Анненков. Революция за дверью» продлится до 23 августа 2020.

Культура

Дом культуры «ГЭС-2» заработает в декабре 2021

Опубликовано:

,

Дом культуры «ГЭС-2» на Болотной набережной откроется 4 декабря текущего года. Объект станет новой точкой притяжения города. Об этом сообщила пресс-служба фонда V–A–C.

Учреждение находится в здании бывшей городской электростанции. Открытие этой «трамвайной», а позже — «государственной» электростанции — произошло в 1907 году.

Специалисты фонда V–A–C приобрели здание в 2015 году и предложили архитектурному бюро Renzo Piano Building Workshop разработать новый проект реконструкции: в его основу легло желание сохранить исторический облик постройки и превратить её в городское культурное пространство.

«ГЭС-2» откроется сезоном «Санта-Барбара. Как не поддаться колонизации?», который продлится до 13 марта 2022 года. Ключевым проектом станет продолжительный перформанс «Санта-Барбара. Живая скульптура Рагнара Кьяртанссона».

«Благодаря перформансу зрители отправятся в прошлое — в зарождающуюся Россию 1990-х, чтобы понять, какие образы, ценности и идеи, возникшие тогда, актуальны до сих пор», — пояснили в пресс-службе.

Одновременно с этим в «ГЭС-2» будет разворачиваться художественный проект «Я моторы гондолы разбираю на части. Карнавал в четырех действиях», названный по строчке из песни «Карнавала.нет» группы «Мумий Тролль». Проект представит новые произведения российских художников, которые обращаются к карнавальной культуре.

Третий проект, который откроется вместе с «ГЭС-2», – выставка «В Москву! В Москву! В Москву!». Как объяснили в пресс-службе фонда, выставка посвящена выстраиванию диалога между работами Кьяртанссона и произведениями других авторов.

Читать далее

Культура

Продлён срок приёма заявок на Всероссийскую общественную премию «ГОРДОСТЬ НАЦИИ»

Опубликовано:

,

ФГБУ «Дом народов России», совместно с «Ассамблеей народов России» и Федеральным агентством по делам национальностей объявило о продлении срока приёма заявок на соискание II Всероссийской общественной премии за личный вклад в
этнокультурное развитие и укрепление единства народов России «ГОРДОСТЬ НАЦИИ».

Приём материалов будет осуществляется до 30 сентября 2021 года включительно.

В конкурсе на соискание Премии могут принять участие представители общероссийских, межрегиональных, региональных, местных общественных объединений и некоммерческих организаций, реализующих проекты в сфере государственной национальной политики; преподаватели родных языков, языковые активисты, авторы проектов в сфере сохранения и развития родных языков; журналисты и блогеры; мастера народного творчества и организаторы этнобизнеса, руководители и участники творческих коллективов и творческих объединений.

Оргкомитет провёл ряд информационных вебинаров по оформлению заявки и подаче документов. Записи вебинаров можно найти в плейлисте премии на видеоканале Ассамблеи. Соискателям и организациям, выдвигающим кандидата на соискание, необходимо направить в оргкомитет пакет материалов. Положение, форму заявки и новости можно найти на официальном сайте премии.

Читать далее

Культура

О старинных улицах и битве за Москву: о чем еще расскажут на новых мероприятиях парков

XII Московский конкурс отзывов и рецензий на новые детские книги «Вдумчивый читатель» начнется 1 октября

Опубликовано:

,

1 октября начнется XII Московский конкурс отзывов и рецензий на новые детские книги «Вдумчивый читатель». Главное условие, которое должны выполнить участники, — выбрать и отрецензировать книги из рекомендательного каталога Центральной городской детской библиотеки имени А.П. Гайдара «100 лучших новых книг для детей и подростков — 2021».

У учеников 4–11 классов, а также библиотекарей, учителей, родителей и студентов педагогических вузов будет возможность оценить только что вышедшие книги, попробовать себя в роли литературного критика, а также поразмышлять о текстах современников (номинация «Руководитель детским чтением»). Участник конкурса должен написать работу самостоятельно. Плагиат недопустим, но можно цитировать источники, оформив цитаты по правилам русского языка. Конкурсная работа должна быть оригинальной и нигде не опубликованной ранее.

На первом этапе конкурса библиотеки и школы соберут написанные работы, затем для участия во втором этапе их отправят организаторам. Сделать это можно до 13 декабря включительно. Индивидуальные участники могут писать и присылать рецензии напрямую организаторам. На втором этапе жюри открытым голосованием выберет финалистов и победителей. Подведение итогов и награждение победителей запланированы в январе 2022 года.

Три книги, собравшие наибольшее количество отзывов, отметят почетным знаком «Выбор конкурса “Вдумчивый читатель”». В прошлом году его получили «Лось на диване, верветка на печи» Юлии Говоровой (издательство «Время»), «Марта с черепами» Дарьи Варденбург и «Лампёшка» Аннет Схап в переводе Ирины Лейчекно (обе книги — издательства «Самокат»).

Конкурс проводится с 2010 года. В 2020-м было читатели прислали 2099 отзывов и рецензий, из которых до финала дошло 47.

Организатором выступает Центральная городская детская библиотека имени А.П. Гайдара. Конкурс проводится при поддержке Департамента культуры Москвы.

Подробная информация, условия участия и адреса библиотек-участниц есть на сайте Гайдаровки.

Читать далее

Trending

©2019 – 2021 МГЦАО.
©2021 ИА Московское информационное бюро, (св-во о регистрации ИА №ФС77-80638 выдано 23.03.2021 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР)).
Отдельные публикации могут содержать информацию, не предназначенную для пользователей до 16 лет.