Мы в социальных сетях

Культура

«Булгаковский дом»: музей, театр и источник вдохновения!!

Творческий путь и жизнь Михаила Афанасьевича Булгакова нельзя назвать легкими.

Опубликовано:

,

Творческий путь и жизнь Михаила Афанасьевича Булгакова нельзя назвать легкими. В молодости писатель получил медицинское образование и практиковал в военных и прифронтовых госпиталях. Впоследствии он был мобилизован в Добровольческую армию и стал работать врачом, в то же время печатался в газетах. Вскоре Булгаков заболел тифом, что помешало ему вернуться домой, и, чтобы не умереть с голоду, Михаил Афанасьевич начал сотрудничество с большевиками, работая в подотделе искусства. Только в 1921 году писатель приезжает в Москву, где и начинается его активная деятельность как писателя и драматурга. Целью Михаила Афанасьевича было донести до общества окружающую реальность, открыть глаза на происходящее и заставить людей думать. Однако многие его произведения не проходили цензуру и запрещались к печати, а пьесы снимались с постановки. К официальной критике прибавилась и народная: Булгакова считали чернокнижником. Только спустя десятилетия, когда цензура ослабла, люди смогли увидеть истинный талант писателя и понять, что именно он хотел донести до читателя. В то время постепенно начали появляться как булгаковеды, детально изучающие жизнь и творчество Михаила Афанасьевича, так и поклонники творчества, старающиеся сохранить память о писателе.

Наталья Склярова

Наталья Склярова. Фото предоставлено «Булгаковским домом».

Поэтому в 2004 году, 15 мая, в день рождения Булгакова, был открыт первый в России музей-театр «Булгаковский дом». Расположен он по адресу ул. Большая Садовая, на первом этаже дома № 10 – именно там жил писатель, когда приехал в Москву. Считается, что именно этот дом является прототипом описанного в «Мастере и Маргарите» дома № 302-Бис.

Мы поговорили с исполнительным директором музея Натальей Скляровой, которая входит в число энтузиастов, общими усилиями создавших это удивительное место. Она рассказала об идее создания музея-театра, о начале пути и работе «Булгаковского дома» сегодня.

В середине нулевых музеи в Москве были открыты до шести вечера, но многие москвичи только заканчивали работать в это время. Культурный отдых приходилось откладывать до выходных. Это и подтолкнуло команду на создание творческого пространства, которое было бы открыто до 11 часов вечера и где люди могли бы встречаться с художниками и поэтами, музыкантами и литераторами, булгаковедами и историками, развивать свой творческий потенциал. Можно сказать, что Булгаков располагает человека к занятию искусством – многие ценители его творчества сами сочиняют стихи, пишут книги и занимаются живописью. Поэтому в музее открыты два литературных салона, экспозиция, посвященная жизни и творчеству писателя, фотостудия, научно-методический и экскурсионный отделы. Каждый может найти себе занятие по душе. Когда «Булгаковский дом» только начинал свою работу, были живы племянницы Булгакова, которые приходили в музей и рассказывали о жизни знаменитого родственника. И так как целью создания музея было, в первую очередь, культурное просвещение, вход в музей и на литературные вечера бесплатный. Билеты приобретаются только на спектакли и экскурсии.

Однако не все радушно приняли открытие «Булгаковского дома». Даже в 2004 году было немало ярых противников писателя. Открытие музея встретили с агрессией и непониманием. «Первые два года работы для нас были очень тяжелыми. Нам перекрывали вход, ставили туда машину, у нас каждую субботу или воскресенье был крестный ход. Нас предавали анафеме, хотя мы все православные, верующие, у нас есть свой [духовник] отец Сергий», рассказывает Наталья Склярова. Но музей процветает вопреки трудностям. Коллектив уверен, что ему помогает сам Михаил Афанасьевич.

Музей-театр «Булгаковский дом». Фото предоставлено Н. Скляровой.

Спустя семь лет прямо под залами музея был построен небольшой театр на 130 мест. Идея создать музей-театр была с самого начала, но воплотить ее в жизнь полностью удалось только в 2011 году. До этого в музее проводились театрализованные экскурсии, которые сейчас называются иммерсивными. Тогда они были чем-то новым и необычным, ведь в ходе экскурсии оживали персонажи булгаковских произведений. Во время обычных экскурсий посетители могут побывать только в четырех залах, а театрализованная экскурсия открывает вход в «пятое измерение», как его назвала Наталья Склярова. Даже тот, кто часто посещает музей, каждый раз находит в нем что-то новое: например, многие не подозревают о существовании театра и тайного зала.

Репертуар театра крайне разнообразен. На сцене можно посмотреть как спектакли по произведениям самого Булгакова, так и постановки классических пьес, например, «Ромео и Джульетта». Маленькие ценители искусства также с удовольствием посещают театр. Здесь можно посмотреть постановки Сергея Алдонина, Ирины Пахомовой, Александра Коршунова, а также спектакли молодых профессионалов.

С возведением театра связано много удивительных историй. Во время строительства возникла идея сделать экспозицию в виде трамвая внутри помещения. Для этого требовалась рельса и голова. «Рельсу можно было найти в трамвайном депо, но с головой было сложнее», объясняет Наталья Склярова. Поначалу дальше обсуждений дело не пошло, но через две недели во время заключительного этапа по сооружению тетра – проведения канализации – рабочие нашли рельсу 20-ых годов, то есть времен Булгакова. А на следующий день была раскопана чугунная голова, узнать хозяина которой не удалось, поэтому было решено, что это и есть голова Берлиоза. Так и появилась задуманная инсталляция, которую можно увидеть и сегодня.

Музей-театр «Булгаковский дом». Фото предоставлено Н. Скляровой.

Оказывается, в музее можно встретить и свою судьбу. Посетители часто оставляли под плинтусами и в щелках стен записки с желаниями, а эти желания непременно сбывались. Поэтому сейчас в музее действует «Почта любви» — любой желающий может опустить записку со своим сокровенным желанием в ящик для писем. «Были люди, которые знакомились у нас в музее или на празднике дня рождения Булгакова, — рассказывает исполнительный директор, — и потом они женились и считали своим долгом приехать именно к памятнику Михаила Афанасьевича, установленному в нашем музее. Они трут наиболее выступающие части памятника: палец или башмак».

Сейчас в музей приходят люди совершенно разного возраста. Это и школьники, изучающие Булгакова по программе, и люди постарше. Школьники приходят на спектакли «Мастер и Маргарита» и «Дни Турбиных», на экскурсии по музею и на трамвае «302 — БиС» — стилизованном под трамвай автобусе, который ходит до Патриарших прудов. «А когда школьники попадают на театрализованную экскурсию, – добавляет исполнительный директор, — они переживают её эмоционально. Им потом проще перечитать книгу, какие-то вещи понять, переосмыслить. Это всегда полезно».

Заглядывают в «Булгаковский дом» и известные личности. «Такая вот наиболее яркая личность, как мы называем, «волшебная» – нас посетил Дэниэл Рэдклифф, это актер, который сыграл Гарри Поттера, – рассказывает исполнительный директор, – поэтому у нас в музее висит даже метла с его автографом. Мы ему показали театрализованную экскурсию, в буфете у нас стоял Берлиоз вместо буфетчицы, который подавал ему чай по-булгаковски. Соответственно, трамвай из экспозиции, который у нас в коридоре стоит, звонил, из-под колес летели искры. И мистическая комната, куда вход через шкаф, а выход – через камин. Это всё на него произвело впечатление, он остался доволен». В музее бывают и актеры, исполнявшие роли в экранизациях и театральных постановках произведений Михаила Афанасьевича – Олег Басилашвили, Владимир Стеклов, Вениамин Смехов, Анастасия Вертинская.

Музей живет и активно развивается, пополняется экспонатами. Племянницы Булгакова и булгаковеды в своё время приносили фотографии и вещи Михаила Афанасьевича. Среди экспонатов – папка, с которой писатель ходил в издательство «Гудок», бинокль, посмертная маска Булгакова. Работники музея постоянно придумывают что-то новое: не так давно впервые поставили первый спектакль для слепых и слабовидящих, за ним последовал второй. Есть и выставка для слабовидящих. Музей постоянно участвует в фестивалях и выездных лекториях, на трамвайчике выезжает в библиотеки. Наталья Склярова объясняет: «Если люди не идут в музей, то музей идет к ним».

Обычно посетителей много, но во время режима самоизоляции у музея, как и у многих культурных учреждений, возникли трудности. Но команда не отчаялась. Проводились онлайн-лекции, а в день рождения Михаила Афанасьевича, 15 мая, художественная выставка, ежегодно открывающаяся в музее, открылась онлайн. Традиционный спектакль «Мастер и Маргарита» тоже прошел в онлайн-режиме, актеры участвовали в нем из дома. «Владимир Стеклов тоже подключился, читал отрывок из Булгакова. У нас был очень насыщенный день. Было даже ощущение, что мы в музее вместе с Михаилом Афанасьевичем» – говорит исполнительный директор.

Информационный

Кот Бегемот — полноправный хозяин «Булгаковского дома».

Музей возобновил свою работу 16 июня. Правда, теперь на его посещение наложены ограничения – внутрь пускают небольшое количество посетителей (обязательно в масках и перчатках!), свободного посещения временно нет. А мистическая комната, через которую раньше можно было не проходить, теперь обязательна для посещения – в ней установлены ультрафиолетовые лампы.

Кот Бегемот, полноправный член команды музея, обычно прячущийся от посетителей, уже успел по ним соскучиться. Он ждет вас в музее-театре «Булгаковский дом» ежедневно с 13:00 до 23.00!

Маргарита Постнова, Екатерина Волковицкая,

специально для МГ ЦАО

Читать далее
Добавить комментарий

You must be logged in to post a comment Login

Leave a Reply

Замоскворечье

Место, где живёт театр

Алексей Александрович Бахрушин, известный общественный деятель и меценат, основал Театральный музей 29 октября 1894 года.

Опубликовано:

,

Бахрушины были одной из самых обеспеченных московских купеческих семей наряду с Морозовыми, Щукиными и Третьяковыми. Участок земли, на котором впоследствии появился музей, был подарен Алексею Александровичу Бахрушину его отцом в честь свадьбы. Изначально уже подразумевалось, что его часть будет отведена под музей, для чего был построен цокольный этаж. Однако со временем коллекция разрослась настолько, что в конечном итоге заняла большую часть дома. Супруга Бахрушина, Вера Васильевна Носова, жаловалась, что для жилья осталось всего полторы комнаты.

Интерьер дома-музея. Фото (с) М. Постнова


Дом построен в эклектическом стиле, что выделяет его на фоне окружающих зданий. При входе гости сразу попадают на зимнюю веранду, где когда-то играл камерный оркестр на знаменитых «Бахрушинских субботах». Потом оказываются в Граненой гостиной, которая являлась местом сбора всей знатной Москвы. Вслед за гостиной посетителям открывается удивительная готическая прихожая с витражами, из которой можно пройти в кабинет Алексея Александровича и комнаты, переоборудованные в выставочные залы.

Интерьер дома-музея. Фото (с) М. Постнова

Свою коллекцию Алексей Александрович начал собирать случайно: поводом стал возникший между Бахрушиным и его товарищем спор о том, кто соберет большую театральную коллекцию. Уже на следующий день Алексей Александрович приобрел первые экспонаты. Ими стала серия театральных портретов людей в театральных костюмах. Затем выяснилось, что это крепостные артисты графа Шереметева, владевшего одним из самых известных крепостных театров в России. На сегодняшний день музейный фонд насчитывает более полутора миллионов экспонатов. Это эскизы костюмов и декораций, фотографии и портреты, сценические костюмы великих актёров, программы и афиши спектаклей, предметы декоративно-прикладного искусства, редкие издания по театральному искусству и многое другое.
Помимо традиционных способов пополнить коллекцию, у Алексея Александровича были и достаточно оригинальные. Например, если к Бахрушиным приходил какой-нибудь известный артист, то Алексей Александрович специально делал витрину, посвященную этому артисту, и убирал все уникальные вещи, если они имелись.

Коллекционер говорил: «К сожалению, это все, что есть, связанное с вами».

После этого гость обязательно делился предметами своей коллекции. Также в качестве экспонатов Бахрушин собирал балетки и пуанты балерин, обязательно ношеные. Таково было условие коллекционера. На примере собранных в музее балетных туфелек разных годов можно проследить, как менялся танец в целом.

Те самые пуанты. Фото (с) М. Постнова


25 сентября в музее открылась выставка «Алексей Бахрушин. Взгляд в будущее», приуроченная к 155-летию создателя первого в России Театрального музея. Экспозицию открывает генеалогическое древо Бахрушиных, а первый раздел выставки посвящен близкому окружению Алексея Александровича – здесь и фотогалерея людей, бывавших в доме Бахрушиных и оставивших свои автографы, и исторические и современные фото объектов, построенных Бахрушиными, вошедшими в историю своей благотворительностью. В мемориальном разделе можно увидеть личные вещи Бахрушина, фото из семейного архива.

Фото (с) М. Постнова


Будучи неутомимым исследователем театра, Алексей Александрович сохранил уникальные архивы и исторические документы: на выставке можно увидеть дневники Матильды Кшесинской, прима-балерины Мариинского театра, Заслуженной артистки Императорских театров. Представлена и коллекция живописи и графики, которую собирал Бахрушин – можно увидеть работы Поленова, Шишкина, Коровина, Врубеля и других. Экспозиция открывает для посетителей удивительный мир русского театра, знакомит с великими актерами, художниками, драматургами, композиторами, а собранная Бахрушиным огромная коллекция (в фондах музея – более полутора миллионов экспонатов) стала настоящей энциклопедией русского театра XIX века, «золотой эпохи» в его истории.

Фото (с) М. Постнова

Кроме того, с 4 по 27 сентября в музее прошел первый уличный фестиваль театрального искусства «Все в сад!», который станет ежегодным. Это событие также приурочили к 155-летию Алексея Александровича. Таким образом музей хочет возродить традицию театральных вечеров. В рамках фестиваля состоялись театральные постановки, встречи с режиссерами и актерами, лекции, творческие мастер-классы.

Музей ждет своих посетителей и на других выставках – например, до 9 января 2021 года в филиале музея, в мемориальном музее «Творческая мастерская театрального художника Д.Л. Боровского» открыта выставка «Давид Боровский – Владимир Высоцкий», рассказывающая о трех спектаклях на «Таганке» – «Владимир Высоцкий», спектакле-посвящении великому актеру, автору и исполнителю песен, «Преступление и наказание» и легендарном спектакле «Гамлет». В мемориальной мастерской – макеты декораций, рисунки и эскизы к постановкам, фотопортреты Высоцкого. До 25 октября в Главном здании музея и выставочном зале «Каретный сарай» открыта выставка «Власть сада», посвященная 160-летию со дня рождения А.П. Чехова. Эта экспозиция – рассказ о картине русской жизни в пьесах «Чайка», «Три сестры», «Вишневый сад» и «Дядя Ваня». Здесь можно увидеть не только эскизы, макеты, афиши и костюмы, но и галерею фотопортретов актеров. Главная идея выставки – бессмертие вишневого сада и самой пьесы.
Музей ждет своих посетителей ежедневно, кроме понедельника. Подробнее о выставках музея, часах работы и билетах: www.gctm.ru.

Маргарита Постнова, Екатерина Волковицкая специально для МГЦАО

Читать далее

Культура

Спектакль не окончен

После снятия ограничений столичные театры и их посетители активно открывают театральный сезон

Опубликовано:

,

Пост-карантинная тенденция  такова, что несмотря на открытие кинотеатров люди молодого и среднего возраста всё чаще предпочитают online-кинотеатры обычным походам в кино, люди постарше пока тоже не очень спешат в кинотеатры – отвыкли за время пандемии, к тому же строже соблюдают меры безопасности. С театральными спектаклями дело обстоит иначе.  Театру в online-формате тесно, ведь это «живое» искусство, и зрители идут в театр прежде всего за особой атмосферой. Конечно, многие премьеры пришлось перенести на несколько месяцев вперед, но сейчас осенний театральный сезон уже в самом разгаре.

Афиша «Три товарища», фото со страницы театра «Современник»

Московский театр «Современник» открыл осенний сезон спектаклями «Три товарища» по роману Ремарка, «Три сестры» по пьесе А.П.Чехова, «Пигмалион» по пьесе Бернарда Шоу в постановке Галины Волчек. На октябрь запланирована и гордость «Современника» – пронзительный спектакль «Враги. История одной любви» режиссера Евгения Арье. 1 и 2 октября состоится премьера последнего текста «Собрание сочинений» Евгения Гришковца в постановке художественного руководителя театра Виктора Рыжакова. К работе с драматургией Гришковца театр обращается впервые, а сама пьеса не только еще не игралась в других театрах, но и не публиковалась. Кроме того, после сентябрьского аншлага спектакль «Загадочное ночное убийство собаки» по ставшему национальным бестселлером в Великобритании роману Марка Хэддона, в октябре пройдет еще два раза. Успейте посетить и спектакль «Соловьев и Ларионов» по роману Евгения Водолазкина–  вместе с автором и режиссером поразмышлять о том, что есть время, в следующем месяце можно еще дважды. Подробнее о постановках октября: https://sovremennik.ru/show-bill/?month=10&year=2020

Московский художественный театр имени А.П. Чехова 29 сентября представляет премьеру «Чайки» – новой трагикомедии о поколениях, в которой лаконичное оформление сочетается со взрывными чувствами героев. Режиссер Оскарас Коршуновас, один из самых известных и влиятельных режиссеров современности, в год 160-летия Чехова ставит классику, извлекая из нее новые смыслы. 29 сентября в театре уже аншлаг, но билеты на октябрь еще можно приобрести. Кроме того, в октябре в театре можно будет увидеть «Женитьбу» по пьесе Гоголя, сочинение Константина Богомолова «Идеальный муж» по произведениям Оскара Уайльда, которое сам режиссер описывает как «эпическое театральное произведение, которое говорит с сегодняшним зрителем о современном пространстве», премьеру «Ювенильного моря» по роману Андрея Платонова.

Фото (с) Екатерина Цветкова

8 октября в театре ставят пятичасовой спектакль «Карамазовы» на тему знаменитого романа Ф.М.Достоевского. Как театр начинается с вешалки, так и интрига постановки Константина Богомолова начинается с афиши: среди действующих лиц указаны Механические Менты, Бодигарды при инвалидке, Калинка-малинка, Бабасынапотерявшая, Правый глаз, Левый глаз и многие другие. Подробнее об октябрьских спектаклях МХТ им. А.П.Чехова: https://mxat.ru/timetable/10-2020/

Ленком. Использовано фото Яндекс.Картинки

В театре «Ленком» 4 октября состоится премьера спектакля «Под одной крышей», поставленного по одноименной пьесе Людмилы Разумовской. Режиссером спектакля стал ученик Марка Захарова Роман Самгин. Основной конфликт пьесы завязан на вечной проблеме взаимоотношения отцов и детей. Бабушка, мама и дочка живут вместе, однако совершенно не слышат и не понимают друг друга. Из-за вечных ссор мамы и бабушки девушка не может рассказать им о своей беременности. В ролях: Татьяна Кравченко, Олеся Железняк, Варвара Лаптева и Степан Косыгин. Также на сцене можно увидеть легендарный спектакль «Ленкома» «Юнона и Авось», «Вишневый сад» А.П. Чехова и «Женитьбу» Н.В. Гоголя, поставленные самим Марком Захаровым. https://mosteatr.com/pod-odnoy-kryshey/

В рамках проекта «Наше все…» в театре Наций 2 октября пройдет премьера моноспектакля «Циолковский». «Наше все…» изначально определялся как «чтецкий концерт», посвященный русским классикам и их произведениям. Народный Артист России Авангард Леонтьев не просто читает русскую литературу, а помогает зрителю прочувствовать каждое слово и понять его скрытый смысл. Моноспектакль о Константине Эдуардовиче Циолковском был вдохновлен 20 страницами неопубликованных воспоминаний дочери Константина Эдуардовича Любови Константиновны. Зрители узнают, как жил сам великий изобретатель и что выпадало на долю его семьи, ведь жить с гением порой непросто. Моноспектакль будет сопровождать динамичный видеоряд, а в роли дочери Циолковского предстанет актриса Анастасия Егорова. https://theatreofnations.ru/performances/nashe-vse-tsiolkovskiy-1

Актёры Сергей Колесников и Виктор Логинов во время антракта.                         Фото (с) М. Постнова

В Театриуме на Серпуховке под руководством Терезы Дуровой на прошлой неделе уже состоялась премьера нового спектакля Антона Непомнящего «Трое в океане». Из-за пандемии она была перенесена на 2 месяца, а репетиции проходили в онлайн формате. Однако Антон Юрьевич с позитивом говорит о сложившейся ситуации: «Лучше успели подготовиться!». В актерский состав вошли Анна Невская, Екатерина Директоренко, Виктор Логинов, заслуженный артист РФ Сергей Колесников, Дмитрий Миллер, Леонид Громов. Идея спектакля заключается в том, что у каждого человека свои ценности, и нам часто бывает трудно понять проблемы другого. Бедный рыбак-капитан Эндрю пытается заработать деньги, чтобы прокормить двоих детей, и попадает в общество людей совершенно иного круга, которых волнуют вопросы: «Почему мы плывем на яхте, а не летим на самолете?» или «Где мой чемодан с купальниками?». Кроме этого, в спектакле можно услышать как отсылки к современным мемам, так и цитаты из классики. Серьезная философская проблема преподнесена в виде комедии, что позволяет осмыслить ее с юмором. https://teatrium.ru/theater/antrepriza/troe-v-okeane/

Маргарита Постнова, Екатерина Волковицкая специально для МГЦАО

Читать далее

Культура

Лучшие российские поэты и писатели получили по заслугам

Национальные литературные премии были вручены в Концертном зале Правительства Москвы на Новом Арбате

Опубликовано:

,

В выходные 19 и 20 сентября 2020 года в Большом конференц-зале Правительства Москвы были вручены национальные литературные премии «Поэт года» и «Писатель года». Премии учреждены  Российским союзом писателей и вручаются с 2012 года. Обычно церемония вручения этих премий проходит в марте и приурочена ко Всемирному дню поэзии, однако в этом году из-за карантина была перенесена.

Номинации конкурса: «Поэт года», «Писатель года», «Дебют», «Лирика», «Песни», «Фантастика», «Истории», «Юмор» и «Детская литература». В 2020 году впервые состоялось вручение Гран-при «Поэт года» и «Писатель года». Обладателем Гран-при «Поэт года» стал поэт и прозаик Бахыт Кенжеев, один из учредителей поэтической группы «Московское время». Известная писательница Татьяна Толстая была отмечена Гран-при «Писатель года». Гран-при представляет собой грант от Российского союза писателей в размере 200 тысяч рублей.

Фото (с) МГЦАО

Татьяна Никитична Толстая, обладатель Гран-При «Писатель года». Фото (с) МГЦАО

Конкурсный отбор осуществлялся экспертами редакционной комиссии премий на базе крупнейших российских литературных порталов Стихи.ру и Проза.ру, объединяющих на сегодняшний день более миллиона авторов.

В торжественной церемонии приняли участие члены Большого жюри, представители литературной общественности: поэты Игорь Волгин, Дмитрий Воденников, Владимир Вишневский, Константин Кедров, Мария Ватутина, Виктор Куллэ, поэт и актер Влад Маленко, президент «Гильдии книжников» Борис Семенович Есенькин, генеральный директор Российской государственной библиотеки Вадим Валерьевич Дуда, писатель Михаил Визель и другие. Прозвучали стихи лауреатов премий, также зрители окунулись в атмосферу шестидесятых годов во время литературно-музыкального концерта «Шестидесятники» со стихами Евгения Евтушенко, Беллы Ахмадулиной, Андрея Вознесенского и Роберта Рождественского.

Светлана Резник с наградой

Редакции особенно приятно отметить, что автор нашего издания Светлана Резник как номинант премии «Писатель года» за 2019 год в номинации «Детская литература» была награждена медалью, посвященной 130-летию Анны Ахматовой.

Читать далее

Trending

© 2019 - 2020 Муниципальная газета ЦАО.
Сетевое издание МГЦАО находится в стадии регистрации в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Учредитель: Автономная некоммерческая организация Московское Информационное Бюро (АНО МОСИНФОРМБЮРО).