Мы в социальных сетях

Культура

«Булгаковский дом»: музей, театр и источник вдохновения!!

Творческий путь и жизнь Михаила Афанасьевича Булгакова нельзя назвать легкими.

Опубликовано:

,

Творческий путь и жизнь Михаила Афанасьевича Булгакова нельзя назвать легкими. В молодости писатель получил медицинское образование и практиковал в военных и прифронтовых госпиталях. Впоследствии он был мобилизован в Добровольческую армию и стал работать врачом, в то же время печатался в газетах. Вскоре Булгаков заболел тифом, что помешало ему вернуться домой, и, чтобы не умереть с голоду, Михаил Афанасьевич начал сотрудничество с большевиками, работая в подотделе искусства. Только в 1921 году писатель приезжает в Москву, где и начинается его активная деятельность как писателя и драматурга. Целью Михаила Афанасьевича было донести до общества окружающую реальность, открыть глаза на происходящее и заставить людей думать. Однако многие его произведения не проходили цензуру и запрещались к печати, а пьесы снимались с постановки. К официальной критике прибавилась и народная: Булгакова считали чернокнижником. Только спустя десятилетия, когда цензура ослабла, люди смогли увидеть истинный талант писателя и понять, что именно он хотел донести до читателя. В то время постепенно начали появляться как булгаковеды, детально изучающие жизнь и творчество Михаила Афанасьевича, так и поклонники творчества, старающиеся сохранить память о писателе.

Наталья Склярова

Наталья Склярова. Фото предоставлено «Булгаковским домом».

Поэтому в 2004 году, 15 мая, в день рождения Булгакова, был открыт первый в России музей-театр «Булгаковский дом». Расположен он по адресу ул. Большая Садовая, на первом этаже дома № 10 – именно там жил писатель, когда приехал в Москву. Считается, что именно этот дом является прототипом описанного в «Мастере и Маргарите» дома № 302-Бис.

Мы поговорили с исполнительным директором музея Натальей Скляровой, которая входит в число энтузиастов, общими усилиями создавших это удивительное место. Она рассказала об идее создания музея-театра, о начале пути и работе «Булгаковского дома» сегодня.

В середине нулевых музеи в Москве были открыты до шести вечера, но многие москвичи только заканчивали работать в это время. Культурный отдых приходилось откладывать до выходных. Это и подтолкнуло команду на создание творческого пространства, которое было бы открыто до 11 часов вечера и где люди могли бы встречаться с художниками и поэтами, музыкантами и литераторами, булгаковедами и историками, развивать свой творческий потенциал. Можно сказать, что Булгаков располагает человека к занятию искусством – многие ценители его творчества сами сочиняют стихи, пишут книги и занимаются живописью. Поэтому в музее открыты два литературных салона, экспозиция, посвященная жизни и творчеству писателя, фотостудия, научно-методический и экскурсионный отделы. Каждый может найти себе занятие по душе. Когда «Булгаковский дом» только начинал свою работу, были живы племянницы Булгакова, которые приходили в музей и рассказывали о жизни знаменитого родственника. И так как целью создания музея было, в первую очередь, культурное просвещение, вход в музей и на литературные вечера бесплатный. Билеты приобретаются только на спектакли и экскурсии.

Однако не все радушно приняли открытие «Булгаковского дома». Даже в 2004 году было немало ярых противников писателя. Открытие музея встретили с агрессией и непониманием. «Первые два года работы для нас были очень тяжелыми. Нам перекрывали вход, ставили туда машину, у нас каждую субботу или воскресенье был крестный ход. Нас предавали анафеме, хотя мы все православные, верующие, у нас есть свой [духовник] отец Сергий», рассказывает Наталья Склярова. Но музей процветает вопреки трудностям. Коллектив уверен, что ему помогает сам Михаил Афанасьевич.

Музей-театр «Булгаковский дом». Фото предоставлено Н. Скляровой.

Спустя семь лет прямо под залами музея был построен небольшой театр на 130 мест. Идея создать музей-театр была с самого начала, но воплотить ее в жизнь полностью удалось только в 2011 году. До этого в музее проводились театрализованные экскурсии, которые сейчас называются иммерсивными. Тогда они были чем-то новым и необычным, ведь в ходе экскурсии оживали персонажи булгаковских произведений. Во время обычных экскурсий посетители могут побывать только в четырех залах, а театрализованная экскурсия открывает вход в «пятое измерение», как его назвала Наталья Склярова. Даже тот, кто часто посещает музей, каждый раз находит в нем что-то новое: например, многие не подозревают о существовании театра и тайного зала.

Репертуар театра крайне разнообразен. На сцене можно посмотреть как спектакли по произведениям самого Булгакова, так и постановки классических пьес, например, «Ромео и Джульетта». Маленькие ценители искусства также с удовольствием посещают театр. Здесь можно посмотреть постановки Сергея Алдонина, Ирины Пахомовой, Александра Коршунова, а также спектакли молодых профессионалов.

С возведением театра связано много удивительных историй. Во время строительства возникла идея сделать экспозицию в виде трамвая внутри помещения. Для этого требовалась рельса и голова. «Рельсу можно было найти в трамвайном депо, но с головой было сложнее», объясняет Наталья Склярова. Поначалу дальше обсуждений дело не пошло, но через две недели во время заключительного этапа по сооружению тетра – проведения канализации – рабочие нашли рельсу 20-ых годов, то есть времен Булгакова. А на следующий день была раскопана чугунная голова, узнать хозяина которой не удалось, поэтому было решено, что это и есть голова Берлиоза. Так и появилась задуманная инсталляция, которую можно увидеть и сегодня.

Музей-театр «Булгаковский дом». Фото предоставлено Н. Скляровой.

Оказывается, в музее можно встретить и свою судьбу. Посетители часто оставляли под плинтусами и в щелках стен записки с желаниями, а эти желания непременно сбывались. Поэтому сейчас в музее действует «Почта любви» — любой желающий может опустить записку со своим сокровенным желанием в ящик для писем. «Были люди, которые знакомились у нас в музее или на празднике дня рождения Булгакова, — рассказывает исполнительный директор, — и потом они женились и считали своим долгом приехать именно к памятнику Михаила Афанасьевича, установленному в нашем музее. Они трут наиболее выступающие части памятника: палец или башмак».

Сейчас в музей приходят люди совершенно разного возраста. Это и школьники, изучающие Булгакова по программе, и люди постарше. Школьники приходят на спектакли «Мастер и Маргарита» и «Дни Турбиных», на экскурсии по музею и на трамвае «302 — БиС» — стилизованном под трамвай автобусе, который ходит до Патриарших прудов. «А когда школьники попадают на театрализованную экскурсию, – добавляет исполнительный директор, — они переживают её эмоционально. Им потом проще перечитать книгу, какие-то вещи понять, переосмыслить. Это всегда полезно».

Заглядывают в «Булгаковский дом» и известные личности. «Такая вот наиболее яркая личность, как мы называем, «волшебная» – нас посетил Дэниэл Рэдклифф, это актер, который сыграл Гарри Поттера, – рассказывает исполнительный директор, – поэтому у нас в музее висит даже метла с его автографом. Мы ему показали театрализованную экскурсию, в буфете у нас стоял Берлиоз вместо буфетчицы, который подавал ему чай по-булгаковски. Соответственно, трамвай из экспозиции, который у нас в коридоре стоит, звонил, из-под колес летели искры. И мистическая комната, куда вход через шкаф, а выход – через камин. Это всё на него произвело впечатление, он остался доволен». В музее бывают и актеры, исполнявшие роли в экранизациях и театральных постановках произведений Михаила Афанасьевича – Олег Басилашвили, Владимир Стеклов, Вениамин Смехов, Анастасия Вертинская.

Музей живет и активно развивается, пополняется экспонатами. Племянницы Булгакова и булгаковеды в своё время приносили фотографии и вещи Михаила Афанасьевича. Среди экспонатов – папка, с которой писатель ходил в издательство «Гудок», бинокль, посмертная маска Булгакова. Работники музея постоянно придумывают что-то новое: не так давно впервые поставили первый спектакль для слепых и слабовидящих, за ним последовал второй. Есть и выставка для слабовидящих. Музей постоянно участвует в фестивалях и выездных лекториях, на трамвайчике выезжает в библиотеки. Наталья Склярова объясняет: «Если люди не идут в музей, то музей идет к ним».

Обычно посетителей много, но во время режима самоизоляции у музея, как и у многих культурных учреждений, возникли трудности. Но команда не отчаялась. Проводились онлайн-лекции, а в день рождения Михаила Афанасьевича, 15 мая, художественная выставка, ежегодно открывающаяся в музее, открылась онлайн. Традиционный спектакль «Мастер и Маргарита» тоже прошел в онлайн-режиме, актеры участвовали в нем из дома. «Владимир Стеклов тоже подключился, читал отрывок из Булгакова. У нас был очень насыщенный день. Было даже ощущение, что мы в музее вместе с Михаилом Афанасьевичем» – говорит исполнительный директор.

Информационный

Кот Бегемот — полноправный хозяин «Булгаковского дома».

Музей возобновил свою работу 16 июня. Правда, теперь на его посещение наложены ограничения – внутрь пускают небольшое количество посетителей (обязательно в масках и перчатках!), свободного посещения временно нет. А мистическая комната, через которую раньше можно было не проходить, теперь обязательна для посещения – в ней установлены ультрафиолетовые лампы.

Кот Бегемот, полноправный член команды музея, обычно прячущийся от посетителей, уже успел по ним соскучиться. Он ждет вас в музее-театре «Булгаковский дом» ежедневно с 13:00 до 23.00!

Маргарита Постнова, Екатерина Волковицкая,

специально для МГ ЦАО

Читать далее
Добавить комментарий

You must be logged in to post a comment Login

Leave a Reply

Культура

В Москве завершил работу IV Международный фестиваль театральных школ стран БРИКС

Финальный спектакль участники сыграли одновременно на 7 сценах и на 7 языках.

Опубликовано:

,

Фестиваль, организованный Институтом Театрального Искусства при поддержке Фонда президентских грантов РФ и МИД РФ, и ставший традиционной объединяющей площадкой для театральных школ стран БРИКС, прошел в Москве с 12 по 23 ноября. В этом году мероприятие проходило сразу в двух форматах, очном и заочном — на такой эксперимент организаторы решились из-за пандемии и многочисленных ограничений. Таким образом,  IT-технологии позволили объединить «живые оффлайн действия на сцене и онлайн на экране в единое театральное действие с трансляцией на весь мир».

Директор фестиваля театральных школ БРИКС Дмитрий Томилин. © Николай Галкин/ТАСС

Фестиваль включал в себя международную образовательную программу по актерскому мастерству, ряд мастер-классов и конференций от профессионалов из России и стран БРИКС, и уникальную интернациональную постановку по пьесе Б. Брехта «Мамаша Кураж и ее дети», которая демонстрировалась оффлайн одновременно в семи странах, на семи сценах и семи оригинальных языках, а зрители со всего мира наблюдали спектакль в эфире, где на экран выводилась каждая страна-участник с частью постановки на родном языке.

В этом году ежегодное событие прошло под эгидой борьбы с насилием и военной агрессией, в честь Года памяти и славы, объявленного Президентом Владимиром Путиным. В фестивале приняли участие представители Бразилии, России, Индии, Китая, ЮАР, и специальных гостей — Беларуси и Армении.

Международный фестиваль театральных школ стран БРИКС проводится с 2017 года и представляет собой площадку по межкультурному обмену ведущих театральных ВУЗов стран БРИКС+. Фестиваль организован Институтом Театрального Искусства имени Народного артиста СССР И.Д. Кобзона.

Читать далее

Культура

АНОНС. Выставка «Герой-локомотив» пройдёт в Галерее классической фотографии

Наш паровоз вперёд летит! С 15 ноября 2020 по 31 января 2021 года в Галерее классической фотографии пройдёт выставка работ индустриального фотографа Артёма Василькова «Герой-локомотив».

Опубликовано:

,

Открытие экспозиции приурочено к изданию книги «Герои-паровозы» и представляют собой один проект. «Таким образом, обе составляющих проекта создают реалистичную картину единения мощи металла и физической силы в сочетании с твёрдостью характера человека, которая отражает суть понятия «локомотив»»,  говорится в сообщении Галереи.

Цель проекта – передать образ железнодорожной индустрии, в основе которой неразрывная связь паровоза и человека. С одной стороны, выставка включает изображения уникальных локомотивов, которые представляют большой интерес не только с точки зрения их исторической ценности, но и в не меньшей степени в эстетическом плане – как захватывающие воображение сочетания причудливых фактур и ритмов.

Фото предоставлено Галереей классической фотографии

С другой стороны, неотъемлемой частью проекта являются портреты неизвестных героев железнодорожной индустрии, чей самоотверженный труд и энтузиазм позволяют поддерживать бесперебойное функционирование железных дорог, без которых немыслима повседневная жизнь современного общества.

Об авторе: Артём Васильков уже более десяти лет занимается историко-художественным исследованием «стального века». Его знакомство с миром действующих паровозов началось в 2016 году в депо «Подмосковная» Московской железной дороги и депо «Московская Сортировочная» в Санкт-Петербурге.

Благодаря содействию коллектива ООО «ЖД Ретро-Сервис» и паровозных бригад ОАО «РЖД» за три года был снят обширный фотографический материал. Процесс съёмок не был бы полным без глубокого изучения устройства паровозов, приёмов их вождения, прикосновения к секретам мастерства уникальных специалистов, восстанавливающих и приводящих в действие могучие старинные механизмы. Благодаря им, практически все локомотивы и их узлы, представленные в рамках проекта, являются рабочими, то есть  исправно функционируют и по сей день.

Фото предоставлено Галереей классической фотографии

В отечественном искусстве тема роли промышленных объектов активно развивалась с 1920-х годов, когда свои шедевры создавали будущие классики советского конструктивизма Л. Лисицкий, А. Родченко, Б. Игнатович и другие.

«Проект Артёма Василькова восстанавливает несправедливое отсутствие внимания, как к паровозному искусству, так и к суровой эстетике стальной механики. Блестяще выполненные фотографии, сделанные полуформатными и форматными камерами, раскрывают красоту и скрытую мощь огромных механизмов.

Работы Артёма Василькова – это суровая мужская фотография, которая создаёт самое ценное в искусстве – настроение и отношение к созерцаемому. Надеюсь, что после просмотра этого альбома в каждой голове останется долгий эстетический след, который покажет мир паровозов в совершенно новом свете», – комментирует учёный-эволюционист, фотограф Сергей Савельев.

Подробнее на сайте Галереи http://classicgallery.ru/

Читать далее

Lifestyle

Этикет и искусство

Сегодня с нашим арт-экспертом Татьяной Шубиной мы поговорим о правилах хорошего тона на языке живописи.

Опубликовано:

,

Предлагаю вам свод правил этикета с иллюстрациями. На примере картин мы оживим в памяти знания о том, как же должен вести себя воспитанный человек.

Итак,

Правило №1.
Дурным тоном за столом считается предложение поделиться персиком, яблоком или каким-нибудь другим фруктом.

Девочка с персиками. 1887 г. Художник Валентин Серов.

Правило №2.
Не кладите смартфон на стол в общественных местах. И тем более не «сидите» в нем во время беседы. Так, вы демонстрируете пренебрежение окружающим.
Раньше у дам вместо смартфонов было вязание, но принцип тот же.

За чайным столом. 1888 г. Художник Константин Коровин.

Правило №3.
Следует быть умеренным в еде. Еду накладывайте небольшими порциями, сколько сможете съесть. Здесь не лишним ещё про блюдце и прихлёбывания упомянуть.

Купчиха за чаем. 1918 г. Художник Борис Кустодиев.

Правило №4.
Неприлично обсуждать отсутствующих, «перемывать косточки», желать добра из лучших побуждений и т.д. Боритесь с собой и спасайтесь фразой «иногда лучше жевать, чем говорить».

Чай на террасе. Художник Фредерик Сулакруа.

Правило №5.
Моветон говорить во всеуслышание, что вы сидите на диете. То же самое с алкоголем. То, что вы в «завязке» ваша слишком интимная проблема.

Чашка чая. 1879 г. Художник Мэри Кэссетт.

Правило №6.
Боже какое платье! Сколько стоит?
Деньги — ❌табу в светской беседе. Ответьте – это подарок, и переведите разговор на другую тему.

Портрет мадам де Помпадур. 1756 г. Художник Франсуа Буше.

Правило №7.
Не начинайте есть до тех пор, пока все за столом не будут обслужены или ходите в ресторан в одиночестве.

Пища (Бананы). 1891 г. Художник Поль Гоген.

Правило №8.
Не набивайте полный рот, ешьте маленькими кусочками, особенно когда вы хотите к кому-то обратиться.

Завтрак аристократа. 1848 г. Художник павел Федотов.

Правило №9.
Обувь всегда должна быть чистой. Точка. Далее не обсуждается.

Пара старых ботинок. 1888 г. Художник Винсент Ван Гог.

Правило №10.
Зонт у мужчины должен быть чёрного цвета. Мужчина может взять женский зонт в свою руку, только если требуется его немного подержать или укрыть спутницу во время дождя.

Дождливый день в Батиньольском квартале. 1877 г. Художник Гюстав Кайботт.

Читать далее

Trending