Мы в социальных сетях

Культура

«Булгаковский дом»: музей, театр и источник вдохновения!!

Творческий путь и жизнь Михаила Афанасьевича Булгакова нельзя назвать легкими.

Опубликовано:

,

Творческий путь и жизнь Михаила Афанасьевича Булгакова нельзя назвать легкими. В молодости писатель получил медицинское образование и практиковал в военных и прифронтовых госпиталях. Впоследствии он был мобилизован в Добровольческую армию и стал работать врачом, в то же время печатался в газетах. Вскоре Булгаков заболел тифом, что помешало ему вернуться домой, и, чтобы не умереть с голоду, Михаил Афанасьевич начал сотрудничество с большевиками, работая в подотделе искусства. Только в 1921 году писатель приезжает в Москву, где и начинается его активная деятельность как писателя и драматурга. Целью Михаила Афанасьевича было донести до общества окружающую реальность, открыть глаза на происходящее и заставить людей думать. Однако многие его произведения не проходили цензуру и запрещались к печати, а пьесы снимались с постановки. К официальной критике прибавилась и народная: Булгакова считали чернокнижником. Только спустя десятилетия, когда цензура ослабла, люди смогли увидеть истинный талант писателя и понять, что именно он хотел донести до читателя. В то время постепенно начали появляться как булгаковеды, детально изучающие жизнь и творчество Михаила Афанасьевича, так и поклонники творчества, старающиеся сохранить память о писателе.

Наталья Склярова

Наталья Склярова. Фото предоставлено «Булгаковским домом».

Поэтому в 2004 году, 15 мая, в день рождения Булгакова, был открыт первый в России музей-театр «Булгаковский дом». Расположен он по адресу ул. Большая Садовая, на первом этаже дома № 10 – именно там жил писатель, когда приехал в Москву. Считается, что именно этот дом является прототипом описанного в «Мастере и Маргарите» дома № 302-Бис.

Мы поговорили с исполнительным директором музея Натальей Скляровой, которая входит в число энтузиастов, общими усилиями создавших это удивительное место. Она рассказала об идее создания музея-театра, о начале пути и работе «Булгаковского дома» сегодня.

В середине нулевых музеи в Москве были открыты до шести вечера, но многие москвичи только заканчивали работать в это время. Культурный отдых приходилось откладывать до выходных. Это и подтолкнуло команду на создание творческого пространства, которое было бы открыто до 11 часов вечера и где люди могли бы встречаться с художниками и поэтами, музыкантами и литераторами, булгаковедами и историками, развивать свой творческий потенциал. Можно сказать, что Булгаков располагает человека к занятию искусством – многие ценители его творчества сами сочиняют стихи, пишут книги и занимаются живописью. Поэтому в музее открыты два литературных салона, экспозиция, посвященная жизни и творчеству писателя, фотостудия, научно-методический и экскурсионный отделы. Каждый может найти себе занятие по душе. Когда «Булгаковский дом» только начинал свою работу, были живы племянницы Булгакова, которые приходили в музей и рассказывали о жизни знаменитого родственника. И так как целью создания музея было, в первую очередь, культурное просвещение, вход в музей и на литературные вечера бесплатный. Билеты приобретаются только на спектакли и экскурсии.

Однако не все радушно приняли открытие «Булгаковского дома». Даже в 2004 году было немало ярых противников писателя. Открытие музея встретили с агрессией и непониманием. «Первые два года работы для нас были очень тяжелыми. Нам перекрывали вход, ставили туда машину, у нас каждую субботу или воскресенье был крестный ход. Нас предавали анафеме, хотя мы все православные, верующие, у нас есть свой [духовник] отец Сергий», рассказывает Наталья Склярова. Но музей процветает вопреки трудностям. Коллектив уверен, что ему помогает сам Михаил Афанасьевич.

Музей-театр «Булгаковский дом». Фото предоставлено Н. Скляровой.

Спустя семь лет прямо под залами музея был построен небольшой театр на 130 мест. Идея создать музей-театр была с самого начала, но воплотить ее в жизнь полностью удалось только в 2011 году. До этого в музее проводились театрализованные экскурсии, которые сейчас называются иммерсивными. Тогда они были чем-то новым и необычным, ведь в ходе экскурсии оживали персонажи булгаковских произведений. Во время обычных экскурсий посетители могут побывать только в четырех залах, а театрализованная экскурсия открывает вход в «пятое измерение», как его назвала Наталья Склярова. Даже тот, кто часто посещает музей, каждый раз находит в нем что-то новое: например, многие не подозревают о существовании театра и тайного зала.

Репертуар театра крайне разнообразен. На сцене можно посмотреть как спектакли по произведениям самого Булгакова, так и постановки классических пьес, например, «Ромео и Джульетта». Маленькие ценители искусства также с удовольствием посещают театр. Здесь можно посмотреть постановки Сергея Алдонина, Ирины Пахомовой, Александра Коршунова, а также спектакли молодых профессионалов.

С возведением театра связано много удивительных историй. Во время строительства возникла идея сделать экспозицию в виде трамвая внутри помещения. Для этого требовалась рельса и голова. «Рельсу можно было найти в трамвайном депо, но с головой было сложнее», объясняет Наталья Склярова. Поначалу дальше обсуждений дело не пошло, но через две недели во время заключительного этапа по сооружению тетра – проведения канализации – рабочие нашли рельсу 20-ых годов, то есть времен Булгакова. А на следующий день была раскопана чугунная голова, узнать хозяина которой не удалось, поэтому было решено, что это и есть голова Берлиоза. Так и появилась задуманная инсталляция, которую можно увидеть и сегодня.

Музей-театр «Булгаковский дом». Фото предоставлено Н. Скляровой.

Оказывается, в музее можно встретить и свою судьбу. Посетители часто оставляли под плинтусами и в щелках стен записки с желаниями, а эти желания непременно сбывались. Поэтому сейчас в музее действует «Почта любви» — любой желающий может опустить записку со своим сокровенным желанием в ящик для писем. «Были люди, которые знакомились у нас в музее или на празднике дня рождения Булгакова, — рассказывает исполнительный директор, — и потом они женились и считали своим долгом приехать именно к памятнику Михаила Афанасьевича, установленному в нашем музее. Они трут наиболее выступающие части памятника: палец или башмак».

Сейчас в музей приходят люди совершенно разного возраста. Это и школьники, изучающие Булгакова по программе, и люди постарше. Школьники приходят на спектакли «Мастер и Маргарита» и «Дни Турбиных», на экскурсии по музею и на трамвае «302 — БиС» — стилизованном под трамвай автобусе, который ходит до Патриарших прудов. «А когда школьники попадают на театрализованную экскурсию, – добавляет исполнительный директор, — они переживают её эмоционально. Им потом проще перечитать книгу, какие-то вещи понять, переосмыслить. Это всегда полезно».

Заглядывают в «Булгаковский дом» и известные личности. «Такая вот наиболее яркая личность, как мы называем, «волшебная» – нас посетил Дэниэл Рэдклифф, это актер, который сыграл Гарри Поттера, – рассказывает исполнительный директор, – поэтому у нас в музее висит даже метла с его автографом. Мы ему показали театрализованную экскурсию, в буфете у нас стоял Берлиоз вместо буфетчицы, который подавал ему чай по-булгаковски. Соответственно, трамвай из экспозиции, который у нас в коридоре стоит, звонил, из-под колес летели искры. И мистическая комната, куда вход через шкаф, а выход – через камин. Это всё на него произвело впечатление, он остался доволен». В музее бывают и актеры, исполнявшие роли в экранизациях и театральных постановках произведений Михаила Афанасьевича – Олег Басилашвили, Владимир Стеклов, Вениамин Смехов, Анастасия Вертинская.

Музей живет и активно развивается, пополняется экспонатами. Племянницы Булгакова и булгаковеды в своё время приносили фотографии и вещи Михаила Афанасьевича. Среди экспонатов – папка, с которой писатель ходил в издательство «Гудок», бинокль, посмертная маска Булгакова. Работники музея постоянно придумывают что-то новое: не так давно впервые поставили первый спектакль для слепых и слабовидящих, за ним последовал второй. Есть и выставка для слабовидящих. Музей постоянно участвует в фестивалях и выездных лекториях, на трамвайчике выезжает в библиотеки. Наталья Склярова объясняет: «Если люди не идут в музей, то музей идет к ним».

Обычно посетителей много, но во время режима самоизоляции у музея, как и у многих культурных учреждений, возникли трудности. Но команда не отчаялась. Проводились онлайн-лекции, а в день рождения Михаила Афанасьевича, 15 мая, художественная выставка, ежегодно открывающаяся в музее, открылась онлайн. Традиционный спектакль «Мастер и Маргарита» тоже прошел в онлайн-режиме, актеры участвовали в нем из дома. «Владимир Стеклов тоже подключился, читал отрывок из Булгакова. У нас был очень насыщенный день. Было даже ощущение, что мы в музее вместе с Михаилом Афанасьевичем» – говорит исполнительный директор.

Информационный

Кот Бегемот — полноправный хозяин «Булгаковского дома».

Музей возобновил свою работу 16 июня. Правда, теперь на его посещение наложены ограничения – внутрь пускают небольшое количество посетителей (обязательно в масках и перчатках!), свободного посещения временно нет. А мистическая комната, через которую раньше можно было не проходить, теперь обязательна для посещения – в ней установлены ультрафиолетовые лампы.

Кот Бегемот, полноправный член команды музея, обычно прячущийся от посетителей, уже успел по ним соскучиться. Он ждет вас в музее-театре «Булгаковский дом» ежедневно с 13:00 до 23.00!

Маргарита Постнова, Екатерина Волковицкая,

специально для МГ ЦАО

Культура

«Вместе весело споём!» в Кремле в честь 95-летия Владимира Шаинского

Опубликовано:

,

13 июня 2021 года на сцене Государственного Кремлевского Дворца пройдёт уникальный концерт в честь 95-летнего юбилея великого советского и российского композитора Владимира Шаинского.

Грандиозное шоу с участием ведущих эстрадных звёзд первой величины посвящено детству и неповторимой «детской песне» композитора. Лев Лещенко, Алсу, Азиза, Niletto, Зара, Юрий Куклачёв, Ангелина Вовк и многие другие отправятся вместе со зрителями в незабываемое путешествие, конечным пунктом которого станет наше детство.

«К сожаленью, день рождения только раз в году», «Облака», «Улыбка», «Чунга-Чанга», «Песенка мамонтёнка», «Песенка Чебурашки», «В траве сидел кузнечик», «Дважды два – четыре», «Пропала собака», «Если с другом вышел в путь», «Антошка», «Белые кораблики», «Голубой вагон», «Крейсер Аврора» и другие бессмертные шедевры, на которых выросло не одно поколение малышей во всем мире, вместе со звёздами будут петь гости Кремлевского Дворца.

Организаторы пообещали, что помимо любимых хитов их ждут премьеры: песни «Загадочный вирус» и «Песенка о радуге», ранее не представленные широкой публике.

Партнерами мероприятия стал «Союзмультфильм», который предоставил свои мульт-архивы для оформления шоу: во время исполнения песен из знаменитых мультфильмов зрители будут видеть героев на огромных экранах.

Вячеслав Шаинский, продюсер шоу:

«Этот концерт мы посвятили детской теме именно потому, что проблема творчества для детей раннего возраста остро стоит перед обществом не первый год. Надеемся, что концерт станет первым шагом большой глобальной инициативы по возрождению детской песни в России».

Для зрителей этот музыкальный фейерверк явится настоящим праздником, а для участников шоу — настоящим успехом, ведь прикоснуться к великому творчеству композитора — огромная честь для каждого исполнителя.

Ведущими юбилейного концерта стали легендарная «тетя Лина» (Ангелина Вовк), заслуженный артист России Андрей Удалов (любимый Хрюша из «Спокойной ночи, малыши!») и две новые куклы: Хрюня и Зая. Персонажи знаменитой телепередачи подросли, изменились и осовременились:

«Мы постарались создать самые невероятные постановки: цирковой номер со звездой мирового цирка Юрием Куклачёвым и его театром, номер с трюками к песне из мюзикла «Ожившая кукла», которую исполнит Ольга Зарубина. Необычайно яркие номера у Алсу с «Белыми корабликами». Всех секретов мы раскрыть не будем, но такими наших звёзд вы ещё на видели», — рассказал режиссёр концерта, заслуженный артист России, Андрей Удалов.

В концерте принимают участие: Лев Лещенко, Лариса Долина, Юрий Куклачёв, Валерия, Зара, Сосо Павлиашвили, Алсу, Александр Олешко, Азиза, NILETTO, Дарья Антонюк, Ирма Сохадзе, Ольга Зарубина, Елена Дубровская (группа «МГК»), Элеонора Филина («В нашу гавань заходили корабли»), Ирина Грибулина, поэт Юрий Энтин, группы «Rock Privet», «Элизиум», «Приключения Электроников», «Новые звёзды», детский ансамбль «Домисолька », Большой детский хор имени В.С. Попова, звезды популярной телепередачи «АБВГДейка» и многие другие.

Читать далее

Культура

На Патрики придёт «Грустный понедельник»

Опубликовано:

,

Легендарную мини-оперу композитора Джорджа Гершвина «135th Street» («Грустный понедельник») впервые увидят на российской сцене.

Режиссер-постановщик Муза Ли представляет джазовую оперу американского композитора Джорджа Гершвина, открытая премьера которой пройдет 23 апреля в Культурном центре «На Патриарших».
«Грустный понедельник» — именно то сакраментальное шоу, где на уютной камерной сцене в центре Москвы оживают герои 20-х годов прошлого века в исполнении ведущих актеров мюзикла.

«135 Street» — первая и единственная в России постановка уникальной джазовой мини-оперы пианиста и композитора Джорджа Гершвина, автора неувядающей «Summertime», оперы «Порги и Бесс», «Пусть гремит оркестр» и пр.

На сцене Культурного центра режиссёр Ли полностью воссоздаёт колорит Нью-Йоркских кафе начала 20-го века. В постановке звучат лучшие голоса Москвы, а исполнение партий и диалогов происходит на языке оригинала — английском.

В «135 Street» неповторимый Джордж Гершвин, пианист-самоучка и гениальный композитор, с отчаянной дерзостью соединил малоросские и афроамериканские мотивы, а Муза Ли ювелирно встроила работу гения в современные московские реалии.

Премьера состоится 23 апреля в 19.00 в Культурном центре «Дом на Патриарших». Вход на мероприятие — 3500 рублей, для гостей — фуршет от шеф-повара.

Читать далее

Культура

В Третьяковку вернут картину Репина

Опубликовано:

,

Картину «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» художника Ильи Репина планируют отреставрировать до конца 2021 года. После полотно вернут в постоянную экспозицию Государственной Третьяковской галереи. Об этом стало известно 13 апреля.

На данный момент специалисты работают над возвращением изначального состояния холста после инцидента, который произошел два года назад. Напомним, что 25 мая 2018 года один из посетителей разбил защитное стекло и повредил картину 1885 года. Это был не первый случай нападения на картину.

«После первого нападения в 1913 году, после реставрации в соответствии с технологиями того времени и состояния полотна, произошло нарушение связи красочного слоя с основой и с грунтом, именно поэтому эта картина была абсолютно невывозная. Сейчас делается все для того, чтобы вернуть ее изначальное состояние и приостановить те угрожающие процессы, которые с ней происходили», — заявила директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.

После окончания реконструкции холст планируют транспортировать и повесить в залах культурного учреждения.

 

Читать далее

Trending

©2019 – 2021 МГЦАО.
©2021 ИА Московское информационное бюро, (св-во о регистрации ИА №ФС77-80638 выдано 23.03.2021 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР)).
Отдельные публикации могут содержать информацию, не предназначенную для пользователей до 16 лет.