Мы в социальных сетях

Культура

«Булгаковский дом»: музей, театр и источник вдохновения!!

Творческий путь и жизнь Михаила Афанасьевича Булгакова нельзя назвать легкими.

Опубликовано:

,

Творческий путь и жизнь Михаила Афанасьевича Булгакова нельзя назвать легкими. В молодости писатель получил медицинское образование и практиковал в военных и прифронтовых госпиталях. Впоследствии он был мобилизован в Добровольческую армию и стал работать врачом, в то же время печатался в газетах. Вскоре Булгаков заболел тифом, что помешало ему вернуться домой, и, чтобы не умереть с голоду, Михаил Афанасьевич начал сотрудничество с большевиками, работая в подотделе искусства. Только в 1921 году писатель приезжает в Москву, где и начинается его активная деятельность как писателя и драматурга. Целью Михаила Афанасьевича было донести до общества окружающую реальность, открыть глаза на происходящее и заставить людей думать. Однако многие его произведения не проходили цензуру и запрещались к печати, а пьесы снимались с постановки. К официальной критике прибавилась и народная: Булгакова считали чернокнижником. Только спустя десятилетия, когда цензура ослабла, люди смогли увидеть истинный талант писателя и понять, что именно он хотел донести до читателя. В то время постепенно начали появляться как булгаковеды, детально изучающие жизнь и творчество Михаила Афанасьевича, так и поклонники творчества, старающиеся сохранить память о писателе.

Наталья Склярова

Наталья Склярова. Фото предоставлено «Булгаковским домом».

Поэтому в 2004 году, 15 мая, в день рождения Булгакова, был открыт первый в России музей-театр «Булгаковский дом». Расположен он по адресу ул. Большая Садовая, на первом этаже дома № 10 – именно там жил писатель, когда приехал в Москву. Считается, что именно этот дом является прототипом описанного в «Мастере и Маргарите» дома № 302-Бис.

Мы поговорили с исполнительным директором музея Натальей Скляровой, которая входит в число энтузиастов, общими усилиями создавших это удивительное место. Она рассказала об идее создания музея-театра, о начале пути и работе «Булгаковского дома» сегодня.

В середине нулевых музеи в Москве были открыты до шести вечера, но многие москвичи только заканчивали работать в это время. Культурный отдых приходилось откладывать до выходных. Это и подтолкнуло команду на создание творческого пространства, которое было бы открыто до 11 часов вечера и где люди могли бы встречаться с художниками и поэтами, музыкантами и литераторами, булгаковедами и историками, развивать свой творческий потенциал. Можно сказать, что Булгаков располагает человека к занятию искусством – многие ценители его творчества сами сочиняют стихи, пишут книги и занимаются живописью. Поэтому в музее открыты два литературных салона, экспозиция, посвященная жизни и творчеству писателя, фотостудия, научно-методический и экскурсионный отделы. Каждый может найти себе занятие по душе. Когда «Булгаковский дом» только начинал свою работу, были живы племянницы Булгакова, которые приходили в музей и рассказывали о жизни знаменитого родственника. И так как целью создания музея было, в первую очередь, культурное просвещение, вход в музей и на литературные вечера бесплатный. Билеты приобретаются только на спектакли и экскурсии.

Однако не все радушно приняли открытие «Булгаковского дома». Даже в 2004 году было немало ярых противников писателя. Открытие музея встретили с агрессией и непониманием. «Первые два года работы для нас были очень тяжелыми. Нам перекрывали вход, ставили туда машину, у нас каждую субботу или воскресенье был крестный ход. Нас предавали анафеме, хотя мы все православные, верующие, у нас есть свой [духовник] отец Сергий», рассказывает Наталья Склярова. Но музей процветает вопреки трудностям. Коллектив уверен, что ему помогает сам Михаил Афанасьевич.

Музей-театр «Булгаковский дом». Фото предоставлено Н. Скляровой.

Спустя семь лет прямо под залами музея был построен небольшой театр на 130 мест. Идея создать музей-театр была с самого начала, но воплотить ее в жизнь полностью удалось только в 2011 году. До этого в музее проводились театрализованные экскурсии, которые сейчас называются иммерсивными. Тогда они были чем-то новым и необычным, ведь в ходе экскурсии оживали персонажи булгаковских произведений. Во время обычных экскурсий посетители могут побывать только в четырех залах, а театрализованная экскурсия открывает вход в «пятое измерение», как его назвала Наталья Склярова. Даже тот, кто часто посещает музей, каждый раз находит в нем что-то новое: например, многие не подозревают о существовании театра и тайного зала.

Репертуар театра крайне разнообразен. На сцене можно посмотреть как спектакли по произведениям самого Булгакова, так и постановки классических пьес, например, «Ромео и Джульетта». Маленькие ценители искусства также с удовольствием посещают театр. Здесь можно посмотреть постановки Сергея Алдонина, Ирины Пахомовой, Александра Коршунова, а также спектакли молодых профессионалов.

С возведением театра связано много удивительных историй. Во время строительства возникла идея сделать экспозицию в виде трамвая внутри помещения. Для этого требовалась рельса и голова. «Рельсу можно было найти в трамвайном депо, но с головой было сложнее», объясняет Наталья Склярова. Поначалу дальше обсуждений дело не пошло, но через две недели во время заключительного этапа по сооружению тетра – проведения канализации – рабочие нашли рельсу 20-ых годов, то есть времен Булгакова. А на следующий день была раскопана чугунная голова, узнать хозяина которой не удалось, поэтому было решено, что это и есть голова Берлиоза. Так и появилась задуманная инсталляция, которую можно увидеть и сегодня.

Музей-театр «Булгаковский дом». Фото предоставлено Н. Скляровой.

Оказывается, в музее можно встретить и свою судьбу. Посетители часто оставляли под плинтусами и в щелках стен записки с желаниями, а эти желания непременно сбывались. Поэтому сейчас в музее действует «Почта любви» — любой желающий может опустить записку со своим сокровенным желанием в ящик для писем. «Были люди, которые знакомились у нас в музее или на празднике дня рождения Булгакова, — рассказывает исполнительный директор, — и потом они женились и считали своим долгом приехать именно к памятнику Михаила Афанасьевича, установленному в нашем музее. Они трут наиболее выступающие части памятника: палец или башмак».

Сейчас в музей приходят люди совершенно разного возраста. Это и школьники, изучающие Булгакова по программе, и люди постарше. Школьники приходят на спектакли «Мастер и Маргарита» и «Дни Турбиных», на экскурсии по музею и на трамвае «302 — БиС» — стилизованном под трамвай автобусе, который ходит до Патриарших прудов. «А когда школьники попадают на театрализованную экскурсию, – добавляет исполнительный директор, — они переживают её эмоционально. Им потом проще перечитать книгу, какие-то вещи понять, переосмыслить. Это всегда полезно».

Заглядывают в «Булгаковский дом» и известные личности. «Такая вот наиболее яркая личность, как мы называем, «волшебная» – нас посетил Дэниэл Рэдклифф, это актер, который сыграл Гарри Поттера, – рассказывает исполнительный директор, – поэтому у нас в музее висит даже метла с его автографом. Мы ему показали театрализованную экскурсию, в буфете у нас стоял Берлиоз вместо буфетчицы, который подавал ему чай по-булгаковски. Соответственно, трамвай из экспозиции, который у нас в коридоре стоит, звонил, из-под колес летели искры. И мистическая комната, куда вход через шкаф, а выход – через камин. Это всё на него произвело впечатление, он остался доволен». В музее бывают и актеры, исполнявшие роли в экранизациях и театральных постановках произведений Михаила Афанасьевича – Олег Басилашвили, Владимир Стеклов, Вениамин Смехов, Анастасия Вертинская.

Музей живет и активно развивается, пополняется экспонатами. Племянницы Булгакова и булгаковеды в своё время приносили фотографии и вещи Михаила Афанасьевича. Среди экспонатов – папка, с которой писатель ходил в издательство «Гудок», бинокль, посмертная маска Булгакова. Работники музея постоянно придумывают что-то новое: не так давно впервые поставили первый спектакль для слепых и слабовидящих, за ним последовал второй. Есть и выставка для слабовидящих. Музей постоянно участвует в фестивалях и выездных лекториях, на трамвайчике выезжает в библиотеки. Наталья Склярова объясняет: «Если люди не идут в музей, то музей идет к ним».

Обычно посетителей много, но во время режима самоизоляции у музея, как и у многих культурных учреждений, возникли трудности. Но команда не отчаялась. Проводились онлайн-лекции, а в день рождения Михаила Афанасьевича, 15 мая, художественная выставка, ежегодно открывающаяся в музее, открылась онлайн. Традиционный спектакль «Мастер и Маргарита» тоже прошел в онлайн-режиме, актеры участвовали в нем из дома. «Владимир Стеклов тоже подключился, читал отрывок из Булгакова. У нас был очень насыщенный день. Было даже ощущение, что мы в музее вместе с Михаилом Афанасьевичем» – говорит исполнительный директор.

Информационный

Кот Бегемот — полноправный хозяин «Булгаковского дома».

Музей возобновил свою работу 16 июня. Правда, теперь на его посещение наложены ограничения – внутрь пускают небольшое количество посетителей (обязательно в масках и перчатках!), свободного посещения временно нет. А мистическая комната, через которую раньше можно было не проходить, теперь обязательна для посещения – в ней установлены ультрафиолетовые лампы.

Кот Бегемот, полноправный член команды музея, обычно прячущийся от посетителей, уже успел по ним соскучиться. Он ждет вас в музее-театре «Булгаковский дом» ежедневно с 13:00 до 23.00!

Маргарита Постнова, Екатерина Волковицкая,

специально для МГ ЦАО

Читать далее
Добавить комментарий

You must be logged in to post a comment Login

Leave a Reply

Интересное

Книга Светланы Резник «Скажи это инвестору» или как привлечь инвестиции в стартап

Опубликовано:

,

В жизненном цикле каждого инновационного проекта наступает момент привлечения инвестиций для дальнейшего роста, стремительного взлета стартапа, масштабирования, увеличения продаж. Важнейшим элементом получения денежных средств от сторонних инвесторов является эффективная презентация. Что показать и рассказать? Как выступить?

Книга «Скажи это инвестору» или Презентация инновационного проекта для инвестора написана по материалам тренингов, проводимых автором более 15 лет. Цель — повысить эффективность презентационного процесса за счет формирования навыков разработки и демонстрации проекта с учетом специфики аудитории.

Интерес к данной теме не угасает, и руководители инновационных проектов, стартапов по-прежнему ищут ответы на вопросы: что хочет знать инвестор? Почему какие-то проекты поднимают раунд за раундом инвестиционные средства, а другие, не менее привлекательные с точки зрения инвестирования, не получают ничего? Почему одни выступают на презентационных сессиях под «бурные аплодисменты» и получают как минимум ценные советы по совершенствованию проекта для достижения целей инвестирования, а другие от выступления к выступлению уходят ни с чем?

Книга Светланы Резник «Скажи это инвестору» знакомит читателей с требованиями инвесторов к презентации инновационного проекта и позволяет понять, на что ориентируется инвестор при принятии решения.

Книга научит лидеров стартапов определять ключевые факторы, которые необходимо довести до сведения инвестиционного комитета за короткую пятнадцатиминутную презентация.

На станицах книги читатели найдут практические советы по разработке и демонстрации презентации своего проекта.

В основу книги положен курс «Эффективная презентация для инвестора», который с успехом читается автором в Школе стартапов Skolkovo.

Читать далее

Культура

Дом культуры «ГЭС-2» заработает в декабре 2021

Опубликовано:

,

Дом культуры «ГЭС-2» на Болотной набережной откроется 4 декабря текущего года. Объект станет новой точкой притяжения города. Об этом сообщила пресс-служба фонда V–A–C.

Учреждение находится в здании бывшей городской электростанции. Открытие этой «трамвайной», а позже — «государственной» электростанции — произошло в 1907 году.

Специалисты фонда V–A–C приобрели здание в 2015 году и предложили архитектурному бюро Renzo Piano Building Workshop разработать новый проект реконструкции: в его основу легло желание сохранить исторический облик постройки и превратить её в городское культурное пространство.

«ГЭС-2» откроется сезоном «Санта-Барбара. Как не поддаться колонизации?», который продлится до 13 марта 2022 года. Ключевым проектом станет продолжительный перформанс «Санта-Барбара. Живая скульптура Рагнара Кьяртанссона».

«Благодаря перформансу зрители отправятся в прошлое — в зарождающуюся Россию 1990-х, чтобы понять, какие образы, ценности и идеи, возникшие тогда, актуальны до сих пор», — пояснили в пресс-службе.

Одновременно с этим в «ГЭС-2» будет разворачиваться художественный проект «Я моторы гондолы разбираю на части. Карнавал в четырех действиях», названный по строчке из песни «Карнавала.нет» группы «Мумий Тролль». Проект представит новые произведения российских художников, которые обращаются к карнавальной культуре.

Третий проект, который откроется вместе с «ГЭС-2», – выставка «В Москву! В Москву! В Москву!». Как объяснили в пресс-службе фонда, выставка посвящена выстраиванию диалога между работами Кьяртанссона и произведениями других авторов.

Читать далее

Культура

Продлён срок приёма заявок на Всероссийскую общественную премию «ГОРДОСТЬ НАЦИИ»

Опубликовано:

,

ФГБУ «Дом народов России», совместно с «Ассамблеей народов России» и Федеральным агентством по делам национальностей объявило о продлении срока приёма заявок на соискание II Всероссийской общественной премии за личный вклад в
этнокультурное развитие и укрепление единства народов России «ГОРДОСТЬ НАЦИИ».

Приём материалов будет осуществляется до 30 сентября 2021 года включительно.

В конкурсе на соискание Премии могут принять участие представители общероссийских, межрегиональных, региональных, местных общественных объединений и некоммерческих организаций, реализующих проекты в сфере государственной национальной политики; преподаватели родных языков, языковые активисты, авторы проектов в сфере сохранения и развития родных языков; журналисты и блогеры; мастера народного творчества и организаторы этнобизнеса, руководители и участники творческих коллективов и творческих объединений.

Оргкомитет провёл ряд информационных вебинаров по оформлению заявки и подаче документов. Записи вебинаров можно найти в плейлисте премии на видеоканале Ассамблеи. Соискателям и организациям, выдвигающим кандидата на соискание, необходимо направить в оргкомитет пакет материалов. Положение, форму заявки и новости можно найти на официальном сайте премии.

Читать далее

Trending

©2019 – 2021 МГЦАО
©2021 ИА Московское информационное бюро, (св-во о регистрации ИА №ФС77-80638 выдано 23.03.2021 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР)).
Отдельные публикации могут содержать информацию, не предназначенную для пользователей до 16 лет.