МГЦАО

Особенно полноценные: в ГБОУ №2055 малышам с особыми образовательными потребностями дали шанс полноценно расти

Новый метод социальной интеграции детей с ограниченными возможностями успешно ввели в ГБОУ №2055: теперь «особенные» ученики младших классов и «дошколята» могут чувствовать себя полноценными и беспрепятственно развиваться вместе со сверстниками. Корреспондент МГЦАО Маргарита Постнова изучила новый метод образования непростых детей.

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), или с особыми образовательными потребностями (ООП) – в последнее время такой формуляр считается более правильным, намного больше нуждаются в помощи при социализации, чем «обычные» ребята. Если выделить их в отдельную группу обучения, то начнётся их фатальное дистанцирование от социума, и психика ребёнка уже никогда не сможет адаптироваться под общественные процессы, а ребёнок превратится в атомизированную личность. Чтобы избежать негативных последствий такого обучения, в школе ГБОУ № 2055 обе категории детей обучаются в одном классе и развиваются вместе друг с другом в дошкольном и школьном отделениях.

Фото: Маргарита Постнова / МГЦАО

К организации учебного процесса в образовательном учреждении подходят с особой тщательностью.

«Прежде всего создаются специальные условия на базе образовательной организации и производится работа со специалистами: психологами, логопедами и учителями-дефектологами – как в школьном, так и в дошкольном отделении», – рассказала нам педагог-психолог Котова Екатерина Андреевна.

Все дети с ООП обучаются по адаптированной образовательной программе, которая составляется на группу детей с одинаковыми нарушениями. Учебный план формируется после получения заключения от центральной психолого-медико-педагогической комиссии (ЦПМПК). После проведения мониторинга для поступления в школу или детский сад составляется уже индивидуальный образовательный маршрут для каждого ребёнка. В дошкольном отделении детей с ООП больше: преимущественно это дети с тяжелым нарушением речи, также есть ребята с расстройством аутистического спектра (расстройство психического развития), дети с задержкой развития и дети с нарушением опорно-двигательного аппарата, некоторые из них имеют категорию «ребёнок-инвалид». Также обучается несколько человек с синдромом Дауна.

Работа с детьми осуществляется с помощью классических методов. Например, что касается логопедов, то это программа Натальи Нищевой по общему недоразвитию речи, использование специализированного программного обеспечения для автоматизации звуков у ребёнка (введения новых звуков в речь); у психологов – сказкотерапия, песочная терапия и многое другое. Общеупотребительной является рефлексотерапия, которая применяется в конце каждого занятия, чтобы понять, насколько хорошо ученики усвоили материал. Применяется также музыкальная и игро-терапии.

«Так в разноплановый процесс обучения вовлечены все педагоги: и воспитатели, и музыкальные руководители, и педагоги по физической культуре», – добавила Екатерина Андреевна.

Если же затрагивать интеграцию в общество, то стоит еще раз упомянуть, что учебные группы являются комбинированными: в общеобразовательном классе обучаются как дети с ОВЗ, так и обычные ребята. В учреждении нет специализированных классов и коррекционных групп. Таким образом, дети с ОВЗ с раннего возраста находятся в окружении своих сверстников, которые дружат с ними, играют и воспринимают их абсолютно нормально. Для детей с тяжёлым нарушением речи коммуникация с одноклассниками или одногруппниками не представляет особой трудности, так как интеллект у них соответствует норме. К детям с более выраженными нарушениями той или иной функции, естественно, требуется особое внимание со стороны педагогов.

«В начальной школе ребята с расстройством аутистического спектра находятся в сопровождении тьютора. Он является связующим звеном между ребенком и одноклассниками, помимо учителя», – поясняет специалист.

Одноклассники же стараются по возможности помогать своим сверстникам с особенностями словом или делом: не реагировать на их эмоциональные всплески, которые являются реакцией на какую-либо ситуацию. Можно заметить, что дети с большим пониманием и осмыслением относятся к своим особенным одноклассникам и стараются поддерживать с ними контакт, общаться как со всеми остальными. На перемене и в столовой коммуникация между детьми происходит совершенно обычным образом.

Фото: Маргарита Постнова / МГЦАО

Педагоги в свою очередь тоже не разделяют своих учеников. Конечно, в процессе обучения больше внимания уделяется детям с ООП, но никаких барьеров вокруг таких учеников нет. Например, в дошкольном отделении после обеденного сна со всеми детьми проводят развивающие занятия: ребята с ОВЗ садятся вперед и занимаются со специалистами, а остальные дети получают общие задания на развитие моторики, памяти и так далее – но все дети занимаются вместе.

Родители детей с ООП являются полноценными участниками образовательного процесса наравне с педагогами.  Составление индивидуального маршрута для ребенка происходит вместе с его родителями, которые помогают обеспечить учебный процесс более эффективным образом. Кроме того, в течение года обязательно проходят встречи с родителями. Как преподаватели, так и родители играют важную роль в жизни ребенка, помогая ему комфортно себя чувствовать, обучаясь среди своих сверстников.

Преподаватели ГБОУ №2055 уверены, что их опыт будут перенимать коллеги из других общеобразовательных учреждений, и в скором времени в России все дети станут равными, полноценными, нужными и совсем не «особенными».

Автор: Маргарита Постнова

Exit mobile version