МГЦАО

Дмитрий Томилин: У нас получилось интегрировать IT-технологии в координаты русской актерской школы

Споры о работе ВУЗов во время пандемии горячо идут и по сей день. Угроза второй волны и повторного тотального закрытия учебных заведений на карантин выглядит настолько реальной, что вызывает повсеместную панику, особенно на факультетах, где всегда обучали только оффлайн, таких как актерские.

Как можно справиться с учебной программой в самых экстремальных условиях, рассказал МГЦАО ректор Института театрального искусства им. Народного артиста СССР И.Д. Кобзона, доверенное лицо президента и почетный работник культуры г. Москвы Дмитрий Томилин.

Д.В. Томилин.
Фото ©ИТИ им. И.Д. Кобзона

– Дмитрий Валентинович, во время вынужденной самоизоляции ИТИ был единственным из театральных ВУЗов, которые не прервал занятия и оперативно ввел новый модуль обучения. В чем уникальность актерской «дистанционки»?

– Мы не стали спорить с теми театральными деятелями, которые направили письмо министру культуры о том, что актерскому мастерству нельзя обучать онлайн. Мы сделали ставку на самих себя, и можем с уверенностью заявить о положительном научном опыте, который приобрели в стенах ИТИ им. Народного артиста СССР И.Д. Кобзона. Мы решили не уходить на длинные карантинные каникулы, как это сделали остальные ВУЗы, а остались работать и осваивать новый эксперимент.

На подготовку и введение инновационной программы обучения было отведено две недели. За это время мы организовали центр онлайн-обучения, закупили необходимую технику, программное обеспечение, гаджеты, собрали всю электронную информацию о студентах и способах связи с ними, обучили пользованию ZOOM. За две подготовительные недели наши преподаватели доработали уникальный блок-модуль теоретических и практических занятий, и начали работать со студентами. Пандемия ускорила процесс введения новой для нашей страны техники обучения. Мы единственный ВУЗ в России, который смог перестроить систему преподавания актерского мастерства под современный формат, совместив общемировые технологические тенденции и театральные традиции: в координаты русской актерской школы мы встроили возможности современных технологий.

Сцена из спектакля.
Фото ©ИТИ им. И.Д. Кобзона

Все наши мастера – выпускники разных школ, но, несмотря на то, что все стараются работать в рамках системы Станиславского, у каждого есть «стилистические» особенности преподавания и восприятия. За рекордно короткий срок мы пришли к единому мнению относительно онлайн-платформы и способов преподавания мастерства.

Через три месяца занятий со студентами был проведен «срез знаний», то есть помимо оценки за экзамен, мы определяли процент усвоения материала. Оказалось, что с нашим инновационным модулем студенты овладевают знаниями эффективнее на 30%.

Эксперимент получился неординарным еще и потому, потому что впервые на экзаменах присутствовали кафедры в полных составах: актеры-выпускники сдавали экзамены восьми народным и десяти заслуженным артистам.

Уникальность нововведения состоит в том, что мы смогли ввести модуль обучения по актерскому мастерству онлайн. Актерское мастерство — это комплексная профессия, где необходимо много практиковаться, и где в привычной модели обучения артист не соприкасается с теорией. У нас же экзамен делится на практическую и теоретическую часть, чтобы студент понимал, что есть профессия, ведь актер – это не кривляние и лицедейство. Сегодня это очень важно понимать, ведь когда кривая культурного уровня интенсивно идет на минус. Актер должен знать, как построить логику поведения живого человека, должен быть готов к своей профессии, должен передать культурную нагрузку. Поэтому важно выпускать умных актеров, вопреки общественным клише.

Хореографический класс.
Фото ©ИТИ им. И.Д. Кобзона

– Какие знания и практики даются студентам онлайн, что удалось перенести в сеть?

Три месяца мы изучали теорию. Посвящали время литературе, теоретическим дисциплинам, истории искусств. Когда период самоизоляции в три месяца закончился, все силы мы бросили на практические занятия. И так как теория продолжалась ежедневно, то знания не растеклись. Они комплексно, компактно и интенсивно отложились. То есть все знания, которые студенты обязаны пройти по Госстандарту, мы освоили за три месяца, а затем начали два модуля активной практики: танцы, вокал, мастерство речи, акробатика, фехтование.

Подобный стиль обучения начинает походить на стиль бродвейских актерских школ. Но у них нет теории, там только практический интенсив.

Сегодня ВУЗы имеют возможность корректировать свои программы исходя из собственных задач. Мы же планируем собрать ученый совет, где будем внедрять нашу уникальную модульную систему обучения.

Выпускники института с Народным артистом РФ, режиссёром Р.Г. Виктюком.
Фото ©ИТИ им. И.Д. Кобзона

– С какой самой большой сложностью вы столкнулись в период запуска модуля?

– С нежеланием мастеров преподавать онлайн. Есть предубеждение, что актерское мастерство можно дать только очно. Конечно, это природа театра: театр – это способ общения актера со зрителем. Тоже самое и здесь: учитель должен видеть глубину глаз ученика, понимать, что происходит внутри. Но наш опыт помог сдвинуть методику преподавания, и все заслуженные педагоги теперь выступают за внедрение интенсивной теории в практические занятия.

Эксперимент ИТИ показал, что для актерских вузов опыт внедрения онлайн может быть успешным и  полезным.

До конца текущего года Институт им. Народного артиста СССР И.Д. Кобзона планирует собрать ученый совет и полноправно внедрить уникальную методику преподавания, где современные технологии встроены в систему координат легендарной русской актерской школы.

Exit mobile version