МГЦАО

Интеллект с эмоциями

О необходимости развития эмоционального интеллекта в России недавно громко заговорили все ведущие образовательные учреждения и организации. Этой теме прочат большое будущее и даже называют её новой социальной основой. Что такое «интеллект с эмоциями» и почему его необходимо развивать рассказала директор Центра Развития Эмоционального Интеллекта Марина Карягина.

Что такое эмоциональный интеллект?

Эмоциональный интеллект (ЭИ) – это набор человеческих навыков, которые позволяют осознать свои или чужие эмоции, а также способность управлять ими и контролировать их для повышения собственной жизнеспособности и жизнестойкости. Это ведёт к повышению самодисциплины и самоосознанности, что приводит к осознанному проявлению той или иной эмоции в жизни.

Зачем его развивать?

Его необходимо развивать для того, чтобы проживать жизнь не в созависимости от этих эмоций, потому как существуют эмоции, которые нас разрушают (гнев, негодование), существуют эмоции, которые созидают нашу жизнь (радость, воодушевление). Развитие навыков ЭИ позволяет осознать эти эмоции.

Можно так себе говорить: «Все эмоции важны и все эмоции нужны!», однако, когда мы развиваем ЭИ, то отделяем эмоцию от ситуации и от себя, тогда легче, экологичнее и спокойнее выходим из той или иной ситуации, достигая качественные результаты, которые мы запрашиваем.

С какого возраста лучше всего начинать развивать эмоциональный интеллект?

В моём представлении, это стоит начинать с того момента, когда ребёнок начинает разговаривать и осознавать окружающий мир, – эти эмоции важно помочь ему называть, отождествлять и постепенно научить осознавать, что в тот или иной момент времени ребёнок испытывает ту или иную эмоцию. Он может её почувствовать и переключить своё эмоциональное состояние.

Как, через какие образовательные программы и занятия развивают эмоциональный интеллект?

Эмоциональный интеллект в Центре Развития Эмоционального Интеллекта мы развиваем через огромное количество упражнений, которые направлены на шестнадцать навыков (есть классификация этих навыков, поделённых на четыре группы). Таким образом, четыре навыка в четырёх группах – всего шестнадцать навыков, работая над которыми, мы развиваем эмоциональный интеллект. Выделяются следующие навыки: осознанность тела, осознанность поведения, осознанность мысли, осознанность эмоций, принятие, ассертивность, решительность, позитивное мышление, открытость новому, целеполагание, актуализация и детализация, переживание неудач, коммуникабельность, принятие решения, стрессоустойчивость, эмпатия.

Я сейчас назвала шестнадцать навыков, которые относятся к четырём различным группам: осознанность, самооценка, мотивация и адаптивность, либо иными словами: «Философы», «Звёзды», «Герои» и «Руководители».

Занятие – это упражнения, которые позволяют осознать эмоцию, осознать в себе тот или иной навык и развить его.

Можно ли сравнить опыт западных стран и России?

Можно! На западе практически во все программы высшего образования включён блок по развитию ЭИ. В наших учебных заведениях есть отдельные блоки и то только в ряде вузов. В России есть попытка внедрения навыков ЭИ в школах, на экспериментальных площадках для детей и подростков через тьюторство, через обучение педагогов.

Наш «Центр развития эмоционального интеллекта» с 2016 года обучает взрослых эмоциональному интеллекту как в оффлайн, так и в онлайн-формате.

Также можно отметить, что в 2017 году при Московской торгово-промышленной палате первая программа MBA была построена на развитии ЭИ. Развитие ЭИ было профилирующим предметом, а всё остальное нанизывалось на него.

Способность абсорбировать любую информацию даётся значительно проще, легче, если человек обучается управлять своим эмоциональным состоянием. И тогда восприятие любого информационного потока становится выше с точки Зрения дальнейшего результата реализации полученной информации.

В этом году, при нашем участии был проведен первый Всероссийский анимационный фестиваль под открытым небом Karakuz almet fest, где на нескольких площадках мы учили детей и их родителей слышать свои эмоции и работать с ними. Наши гости научились раскрывать эмоции через анимацию, музыку и новые коммуникации. Вообще рисование, анимация и качественный детский контент – лучшие помощники в развитии ЭИ. В нашем «эмоциональном» open-air приняло участие более трёх тысяч участников и гостей.

Какую положительную нагрузку несёт эмоциональный интеллект для общества?

На мой взгляд, это критический фактор успеха в развитии устойчивого, здорового эмоционально и психологически устойчивого общества, где различные события, какие бы они ни были, людьми могут встречаться с разного рода депрессиями, эмоциональными провалами, либо люди так или иначе, что бы не происходило в жизни, будут способны через управление собственными эмоциями искать созидательные выходы для них и своего окружения. В любом случае, это эмоциональная устойчивость. Развивая ЭИ мы развиваем здоровье нации.

Exit mobile version