МГЦАО

Гимнастика для мозга

Фото: © Depositphotos

Наш мозг нельзя растянуть, он не сокращается подобно мышцам ног при ходьбе. Однако, чем больше человек упражняет свой мозг, тем больше нервных связей создаётся в нём. Чем выше активность мозга, тем больше попадает туда крови, обогащенной кислородом. Если человек мало привлекает свой мозг к работе, существующие связи слабеют, мозг получает меньше кислорода, начинает хуже работать. Интеллектуальное здоровье человека непосредственно зависит от того, в каком состоянии находится информационная нейронная сеть мозга. Именно она отвечает за объединение нервных клеток. Ее можно упражнять. Каждое свежее раздражение оказывает содействие появлению новых связей — этот процесс не имеет возрастной зависимости. Мыслительные процессы принесут больший эффект, если привлечь к работе и правое, и левое полушария. Этому поможет комплекс упражнений на координацию и целенаправленное расслабление.

Упражнять способности мозга можно, действуя в двух направлениях.

  1. Тренировка:
  • упражнения на координацию являются своеобразным стимулом для совместной работы левого и правого полушарий головного мозга;
  • упражнения на движение превратят мозг в работоспособный орган;
  • тренинги памяти поднимут творческие способности на новый уровень.
  1. Релаксация:
  • для интеллектуального здоровья просто необходимо настроиться на позитивное восприятие окружающего мира;
  • сопротивление стрессу и напряжению приведет к повышению концентрации внимания;
  • процесс дыхания, контролируемый человеком, способствует усилению сосредоточенности.

Активное движение поможет избежать стрессовых ситуаций и предупредит застойные явления в мыслях. Тренировка координации считается одной из своеобразных форм движения. Среди множества положительных аспектов этих упражнений выделяют целенаправленное повышение работоспособности головного мозга. Одновременная работа и правого, и левого полушарий. Выполнение этих упражнений приводит к расслаблению внимания, которое, в свою очередь, поможет достичь пика работоспособности.

Пожилые люди и гимнастика для мозга

Могут ли физические упражнения заменить лекарства для мозга? В какой-то степени – да. А чем раньше вы начнете заниматься «брейн-фитнесом», то есть гимнастикой для мозга, тем больше вероятность, что в дальнейшем, в пожилом возрасте вам удастся сохранять ясность мышления, хорошую память и другие признаки отличной работы мозга.

Болезни лечатся движением

«Израильские учёные ещё в 70-х годах прошлого века начали исследования в области брейн-фитнеса. Оказалось, что возможности влиять таким образом на мозг очень высоки. Учёные осознали, что наше тело играет объединяющую роль во всех интеллектуальных процессах, начиная с раннего детства и до глубокой старости. Движение пробуждает и активизирует многие умственные способности. В последние лет 10-15 в этом же направлении стали очень активно применяться и компьютеры. Если сказать в двух словах, то суть этих упражнений в том, что с их помощью работа мозга нормализируется и гармонизируется. И мы можем рекомендовать одни упражнения, если у человека психоз, гипервозбудимость, а другие – если у пациента страдает память, концентрация внимания и так далее».

Что касается вопроса, могут ли такие упражнения заменить лекарства, то в каждом конкретном случае, конечно, требуется консультация врача. «В каких-то случаях упражнения могут заменить лекарства полностью, а в других с помощью тренинга мозга можно уменьшить их дозировку. Общее же правило таково: чем раньше вы начнете заниматься гимнастикой мозга, тем меньше будет ваша потребность в различных лекарствах в зрелом возрасте и старости. Я рекомендовала бы этой гимнастикой заниматься со школы или даже с детского сада, поскольку именно в этом возрасте формируются стереотипы работы мозга и мозгового кровотока. Так что, перефразируя известную пословицу можно сказать: «Береги мозг смолоду».

Насос для мозга

Все упражнения можно разделить на две большие группы. Во-первых, упражнения, улучшающие кровоснабжение мозга, что очень важно, поскольку именно от обильного кровотока зависит эффективность и успешность его работы. И вторая группа упражнений, которые воздействуют на сам мозг. Они устанавливают новые связи между клетками мозга, синхронизируют работу полушарий, активируют различные зоны мозговой коры.

Сейчас требуется признать, что движение приносит непосредственную пользу нервной системе — движение необходимо для учения, оно активизирует умственные способности. Мышечная активность, особенно координированные движения, приводят к увеличению нервных связей в мозге, увеличивают резервные возможности мозга. Ещё в младенчестве, в процессе освоения ползания, дети производят движения, пересекающие серединную линию тела и возбуждающие оба полушария мозга.

Перекрестно-латеральные движения помогают им развить свои способности, обеспечить прохождение информации от обеих сторон тела. Впоследствии эти навыки объединяются и закрепляются уже в ходьбе. В частности, специалистами отмечается, что физически нормально развивающиеся дети, которые по разным причинам «недоползали», могут иметь проблемы в процессе обучения. В частности, могут быть трудности с чтением, математикой, с объёмным представлением предметов.

Упражнения гимнастики мозга направлены на увеличение тонуса коры головного мозга, улучшение эффективности приёма и переработки информации, контроля и регуляции деятельности. При этом повышается энергетика мозга, восстанавливаются межполушарные связи, связи между лобным и затылочным отделами мозга, снимается эмоциональный стресс. Они активизируют полноценную деятельность ума и тела, помогают управлять своей эмоциональной, физической и умственной деятельностью, «соединяют» голову с телом. С их помощью молодые легче обучаются, а пенсионеры сохраняют и восстанавливают мышление, память и координацию.

Друзья, если у Вас всё хорошо с головой и телом, можете дальше не читать – пусть потом сюрприз будет! А он случается у большинства пожилых людей:

  • они становятся не уверены в себе и потому раздражительны;
  • им становится трудно сосредоточиться и принять решение в сложной ситуации;
  • стрессовая реакция развивается быстро, а уходит медленно;
  • нарушается координация движения. При этом Вы отчётливо видите стол, но проходя мимо него, ударяетесь об угол и получаете синяк. Вы видите чайную чашку, но когда пытаетесь её взять неловко опрокидываете.

Упражнения Программы

Сами упражнения чрезвычайно просты и не требуют для своего проведения особого места, времени и инвентаря. Дети зачастую не любят учиться, но не прочь поиграть. Видимо поэтому некоторые упражнения получили свои забавные названия. Пусть это Вас не тревожит – эффект приносят даже смешные упражнения!

Важно для всех упражнений! Это не спорт, и даже не классическая гимнастика. Никаких сверх усилий не нужно, занятий «до 7-го пота» не нужно! Делаем медленные, осознанные движения, слушаем своё тело, какие мышцы напрягаются. Делаем недолго, но повторяем часто, каждый день. Наш мозг любит повторения для наработки мозговых схем и закрепления эффекта.

А научиться правильно выполнять комплекс упражнений можно в специальной группе.

Гимнастика для мозга детей

Интерпретация и адаптированный вариант работы докторов Пола И. Деннисона и Гейл Деннисон «Гимнастика мозга».Открытия этих авторов основаны на понимании взаимосвязи физического развития, языкового становления и учебных достижений личности. Гимнастика мозга представляет собой простые и доставляющие удовольствие движения и упражнения, они помогают обучающимся любого возраста раскрывать те возможности, которые заложены в нашем теле. Несколько минут (5-7 минут) занятий дают высокую умственную энергию. Дети ненавидят читать, писать, учиться и любят целыми днями смотреть телевизор? С помощью гимнастики мозга у них появится энергия к учебе:

  • активное слушание, т. е. слушание, включающее внутреннюю и внешнюю обратную связь;
  • понимающее чтение, т.е. чтение сосредоточенное, требующее восприятия и переработки языковой информации;
  • письмо, правописание;
  • математика, т. е. способность работать с многомерными и многонаправленными системами;
  • навыки выполнения домашних заданий, т. е. интерпретация внутренней речи, образов, относящихся к мышлению;
  • творческое мышление, т.е. способность интегрировать знания и мысли других людей в собственный опыт;
  • выполнение контрольных работ, т. е. способность выпустить из себя творчество в ответственный момент;
  • быстрое чтение, т. е. способность быстро просматривать и бегло читать;
  • навыки самосознания. Образ «Я». Способность сохранить самонаправленность в любых ситуациях;
  • координация целостного движения тела для спорта и игры. Связь мозга и тела в принятии решений относительно движения.

В работе с детьми рекомендуем взрослым (педагогам, родителям) системно применять упражнения гимнастики мозга для тренинга определённых функций.

Упражнения гимнастики мозга дают возможность задействовать те участки мозга, которые раньше не участвовали в учении, и решить проблему неуспешности.

Ведет курс занятий Психолог – Кинезиолог Шароха Наталья.

Автор: Наталья Шароха, психолог, кинезиолог, преподаватель –инструктор НОЧУ ДПО «Институт кинезиологии» г.Москва

 

Exit mobile version