МГЦАО

Самый простой способ спасти человека

Фото Е.Андреева/Кровь5

Ярослав Шинкаренко живет в Тверском районе, интересуется темой общественного транспорта, растит сына и учится в аспирантуре Сеченовского университета. А ещё он спас жизнь совершенно незнакомой девушке, став для нее донором костного мозга. Пока не пройдет два года, Ярослав даже познакомиться с нею не сможет – таковы правила.

Ярослав Шинкаренко. Фото Е. Фельдмана

Я прочитал, что можно вступить в регистр доноров костного мозга у кого-то из друзей «ВКонтакте», – вспоминает Шинкаренко. – Поскольку я учился в Первом меде, мне не надо было объяснять, что это такое и зачем нужно. Но интересно было попробовать самому, посмотреть изнутри.

Как всё происходит?

Начнем с того, что костный мозг – никакой не мозг. Это густая красная жидкость, которая находится у нас в костях и производит все клетки крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Если в этом механизме что-то ломается, и костный мозг начинает массово плодить незрелые клетки крови, возникает лейкоз, он же рак крови. Самое, кстати, распространенное онкологическое заболевание у детей.

Рак этот пытаются победить самыми разными способами, но в 30% случаев ничего не помогает, и остается только радикальное лечение – пересадка костного мозга. Для этого «поломавшийся» костный мозг убивают и вливают в вену здоровый от донора. Его клетки расселяются по костям и начинают производить новую кровь. Процедура это тяжелая, далеко не все пациенты ее переживают, но зато многие возвращаются к нормальной жизни.

Самое трудное – найти подходящий донорский костный мозг.

Нужно, чтобы донор и больной максимально совпадали по так называемым «генам тканевой совместимости» (это такая система в нашем организме, по которой иммунитет вычисляет и уничтожает чужаков). Родители и дети совпадают тут только наполовину, поэтому они друг для друга сравнительно плохие доноры. Иногда идеально подходят братья и сестры, но шанс на такое совпадение 1 к 4. Зато с вероятностью примерно 1 к 10 тысячам подходящим донором может оказаться совершенно не знакомый, чужой человек. Таких людей называют генетическими близнецами.

Их ищут в специальный базах добровольцев – регистрах доноров костного мозга, в один из которых летом 2018 года вступил Ярослав Шинкаренко. А уже в ноябре ему позвонили и сказали, что есть человек, которого он может спасти. Это большая удача. Обычно потенциальные доноры годами ждут такого совпадения, а у большинства оно никогда не наступает.

Рисунок Миланы Веселовой (12 лет, г. Оленегорск Мурманской области), занявший 1е место в конкурсе рисунков акции “Дни заполярного донора”. Фото с сайта бюллетеня “Кровь5”

Шинкаренко несколько раз спросили, готов ли он сдать клетки костного мозга и если готов, то как. Ведь донорство – дело сугубо добровольное. Ярослав выбрал забор из крови. Это процедура больше всего напоминает сдачу плазмы на станции переливания.  Донору несколько дней кололи специальный препарат, который выгнал кроветворные клетки из костного мозга в кровоток, а потом усадили в кресло и подключили обе руки катетерами к специальной машине. Она забирала кровь, отфильтровывала из нее клетки костного мозга и возвращала обратно.

Эти пять часов я слушал музыку в наушниках, смотрел видео и отвечал на сообщения, только непривычно держать телефон на вытянутой руке, а сгибать ее из-за катетера нельзя, – вспоминает Ярослав. – Мне было очень интересно наблюдать за работой врачей и техники. Когда я соглашался стать донором, мною во многом двигало именно любопытство.

Надежда Борюшкина совсем другая, не такая рациональная. Она переехала Москву из Тольятти, живет в Тропареве и работает в Сбербанке, а в городе больше всего любит парки. В регистр доноров костного мозга она пришла, потому что активно сдавала кровь и читала донорские сообщества в социальных сетях. Там и узнала, что можно помочь людям ещё и таким способом.

Всегда, когда кровь сдашь, такое приятное ощущение, что хоть немножко кому-то помогла. А тут вы представляете, какая возможность? Спасти человека, притом, что тебе это ничего не стоит! – с жаром говорит Надежда.

Действительно донорство костного мозга ничего не стоит, все сданные клетки полностью восстанавливаются в течение месяца. Надежде тоже повезло быстро совпасть и спасти жизнь незнакомцу. Это взрослый мужчина, с которым она, конечно, мечтает познакомиться.

Ярослав, напротив, меньше всего хочет навязываться спасенной девушке, он и с журналистами-то не очень любит общаться.

“Внимание ко мне как к человеку, который помог спасти жизнь, непривычно и доставляет дискомфорт, но понимаю, что нехватка доноров костного мозга — серьезная проблема. Надеюсь, мой пример позволит хоть немного это изменить”, – объясняет он.

Где пересаживают?

Все это – новая для нашей страны область медицины. Одна из первых в Москве успешных пересадок костного мозга произошла в 1997 году. Спасенной тогда мальчик  Антон теперь вырос и учится на врача. Ему спас жизнь доброволец из Франции, потому что в России тогда никаких регистров доноров костного мозга не было.

Фото (с) Pixabay

С тех пор операции делали в основном в федеральных клиниках. В НМИЦ Гематологии и Центре имени Димы Рогачева, в Онкоцентре на Каширском шоссе и в Российской детской клинической больницы. Но два года назад открылось первое отделение трансплантации костного мозга в системе московского здравоохранения – в Морозовской детской больнице. Так что пересадки теперь делают прямо в ЦАО.

Глеб Бронин, заведующий отделением ТКМ Морозовской больницы. Фото предоставлено Н. Ароновым

Управляет отделением молодой доктор Глеб Олегович Бронин. В 2018 году он водил меня по новенькому отделению и показывал самое новое оборудование. Даже вентиляция во всех помещениях была такая, какую обычно делают только в операционных.  Это важно, потому что перед пересадкой и в первое время после пациенты очень уязвимы к любым микробам.

Смотрите, тут всё специально сделано без ручек, чтобы инфекцию не разносить, – с энтузиазмом говорил он мне, отрывая дверь нажатием на какую-то панель в стене.

Первый год неродственных трансплантаций костного мозга в Морозовской не делали. Пересаживали от братьев и сестер. А ещё чаще выполняли самую простую такого рода операцию – аутотрансплантацию, когда у больного берут его клетки костного мозга, потом весь остальной костный мозг убивают, а эти очищают и заливают обратно. К сожалению, такая процедура подходит только от некоторых видов лейкозов.

В 2019 в больнице сделали две первые пересадки от неродственных доноров. А в первой половине 2020-го уже шесть, в основном – из российских регистров. Город планирует увеличить число трансплантаций. А для взрослых москвичей сейчас оборудуется новый корпус в Боткинской больнице.

Как помочь?

Врачи считают, что трансплантация требуется 5100 нашим соотечественникам в год, а делается таких операций меньше 1700. Зачастую просто не хватает доноров.

Доноры. Фото Яндекс.Картинки

Все наверняка натыкались на миллионные сборы в социальных сетях на пересадку костного мозга какому-нибудь ребёнку или взрослому. Это потому, что донорский костный мозг за границей стоит порядка 20 тысяч евро. Европейские пациенты этого на себе не чувствуют – за них платят страховые компании. В России государство пока оплачивает только саму пересадку, а поиск доноров и забор у них трансплантата – нет. Зато если донора найти в России, все можно сделать за 450 тысяч рублей. Да и шансов на совпадение с соотечественником больше. Как-никак дело в генах.

К сожалению, доноров в России пока немногим больше 143 тысяч человек. Для сравнения, в Германии 9,3 млн потенциальных доноров. Там это совершенно обычное дело: в армии и в университетах очень многие вступают в регистр. В Польше – и в той 1,7 млн добровольцев.

Но сократить отставание можно. Процедура простая и не займет много времени. Сети ИНВИТРО и CMD заключили договор с Национальным регистром доноров костного мозга имени Васи Перевощикова и бесплатно берут необходимые анализы.

Анкета донора. Фото Яндекс. Картинки

Достаточно прийти в любой их медицинский офис (не обязательно натощак, можно хоть вечером). Потом надо сдать 4 мл крови из вены и заполнить анкету. Вам должно быть от 18 до 45 лет, вес не меньше 50 кг, не должно быть опасных сердечно-сосудистых и инфекционных заболеваний. Полностью проверить, подходите ли вы, можно тут: https://blood5.ru/test-na-donorstvo/.

В течение полугода вам сообщают, что вы теперь в регистре. Теперь можно ждать совпадения вплоть до 55 лет, после которых потенциальных доноров исключают из базы. Или же вам, как Ярославу и Надежде, повезёт быстро стать донором и спасти чью-то жизнь.

При подготовке статьи использовался материал:  http://www.niigpk.ru/assets/files/2019/12/doc0612.pdf

 

 

Exit mobile version