МГЦАО

Лебедь, рак, щука и постконструктивизм в Брюсовом д.7

Часть 2

Интерьер дома – объект культурного наследия и обладает архитектурной и мемориальной ценностью, о чём прямо сказано в распоряжении №111 от 1 декабря 2011 года департамента культурного наследия города Москвы. Несмотря на это, подрядчик, без согласования, заменил радиаторы отопления на современные, а также уведомил собственников, что осветительные приборы и плитку установят согласно внутреннему регламенту для типовых МКД, а менять двери и окна на деревянные дорого, поэтому их тоже планируется заменить на регламентированные внутренними решениями подрядчика. В ответ на указание жильцов на статус дома и недопустимость подобного самоуправства, представитель подрядчика попросту отмахнулся. В результате возникшего конфликта собственники добились приостановки работ, а COVID-19 затянул паузу до конца 2021 года. В последнем квартале которого подрядчик неожиданно попытался отремонтировать фасад, вопреки запрета городских властей на данные работы в зимний период. И собственники были вынуждены снова требовать остановки ремонта.

Попытки жильцов прояснить ситуацию с помощью официальных запросов в различные инстанции ни к чему не привели. Суть ответов сводится к отпискам или уверениям, что работы будут завершены в течение 2022 года. Официально власти заявили собственникам, что произвели консервацию фасада здания в ожидании ремонта, а не официально при этом сообщается, что из-за недостаточности бюджета работы могут затянуться…

И здесь мы возвращаемся к рассмотренному ранее «во-вторых». По закону, никаких проблем с субсидированием недостающей суммы из городского бюджета быть не должно. Возникает закономерный вопрос – в чем проблема и почему крайними в ней становятся жильцы дома? Понятно, что за прошедшие годы (!) ПСД безнадежно устарела, т.к. с учетом инфляции стоимость работ и материалов выросла, в некоторых случаях на десятки, а в некоторых и на все сто процентов. Документ безусловно требует доработки, с учетом текущих реалий. Но это задача и проблема не жильцов.  Обосновать экономически превышение существующей сметы, это проблема и задача подрядчика. А заявку в департамент капитального ремонта на предоставление субсидий должен подавать ФКР, а никак не жильцы дома. Но вместо получения субсидии и качественного выполнения запланированных работ, подрядчик неофициально угрожает жильцам сделать или по-своему, или никак.

И это еще одна весьма деликатная и сложная сторона вопроса, которую стоит рассмотреть отдельно….

Дело не в желании жителей сохранить стиль и атмосферу дома первой половины XX века. Дело в настоятельной необходимости сделать именно так и никак иначе. Чтобы дом, являющийся объектом культурного наследия, продолжал и дальше оставаться именно таковым. Сохранив в себе ту самую историчность, о которой мы говорили в начале статьи. А не превратился в коряво слепленный «новодел», с современными радиаторами отопления, вместо аутентичных. К большому сожалению, халатное, а иногда откровенно наплевательское отношение к подобным вещам, сгубило не одно подобное здание. Нежелание исполнителей ремонта «заморачиваться» или желание сэкономить, приводит к тому, что они понемногу лишают нас с вами нашей истории…

Собственники хотят сохранить интерьер в его изначальном виде, при этом не впадая в крайности. Нет нужды в дорогостоящем восстановлении сгнившей древесины: окна и двери достаточно заменить на деревянные, из таких же материалов, но современные и с улучшенными характеристиками энергоэффективности. Керамическую плитку на лестничных площадках не требуется заменять полностью (В ПСД указан износ в 10% для плитки – примечание редакции), достаточно фрагментарно отремонтировать, установив отсутствующие плитки и заменив расколотые. По словам жителей, завод, производивший оригинальную плитку, уже давно не работает, но они нашли португальского производителя аналогичной плитки. Фрагментарная замена отдельных плиток, пусть даже импортных, вряд ли дороже полной замены всего покрытия в подъезде. То же касается и осветительных приборов. Заменить с сохранением оригинальных материалов и стиля.

3 февраля, состоялась встреча главы управы Пресненского района Михайлова Александра Валентиновича с жителями дома. В числе прочего жители пожаловались главе на то, что снег из двора систематически не вывозится, а сваливается к стенам дома. Сугробы уже в человеческий рост, а подвал дома постоянно подтапливается, о чём УК известно.

Глава пообещал разобраться с уборкой и на следующий день, как рассказала старшая по дому, жильцы не поняли, в своём дворе они оказались, выйдя из дома, или нет. Двор сиял и был полностью вычищен от снега. Почему главе управы после обращения граждан приходится в ручном режиме “помогать” управляющей компании делать свою работу, загадка.

В отношении капремонта глава порекомендовал собственникам обратиться к городу за финансовой поддержкой, поскольку их дом является объектом культурного наследия и город в настоящее время такую поддержку осуществляет.

В сухом остатке получается, что для успешного завершения многолетней эпопеи требуется несколько довольно простых вещей.

  1. Собственникам необходимо прийти к согласию, относительно пожеланий к ремонту. Зафиксировать консолидированную позицию и направить на согласование в департамент культурного наследия города Москвы свое решение с обоснованием, что требуется от капремонта и как это скажется или не скажется на архитектурной и мемориальной ценности дома. После получения ответа направить документы региональному оператору в лице ФКР чтобы он дальше разобрался как завершить капремонт.
  2. Подрядчик должен скорректировать ПСД в соответствии с ответом департамента, и предоставить ее в ФКР для рассмотрения и утверждения.
  3. ФКР, в соответствии со своими полномочиями и обязанностями, должен запросить в городском бюджете необходимые для завершения ремонта средства и передать их подрядчику.

На первый взгляд, действительно, не сложно. Тем не менее то, с чего стоит начать решение этой проблемы – единое мнение собственников жилья – к сожалению, в настоящий момент отсутствует. Часть поддерживает обращение за допфинансированием, а часть заявила, что не желает ждать неизвестно сколько, и хочет, чтобы подрядчик выполнил свои обязательства как можно скорее и с капремонтом было покончено. Кто-то грозит судом и обращением в прокуратуру, кто-то пишет письма мэру, а кто-то просто живет на даче и не хочет ничего решать. Нам понятна усталость людей, которые уже пятый (!) год находятся в ситуации шума, мусора и неустроенности. Для них получение дополнительного финансирования, а значит и технический перенос сроков работ в лучшем случае на 2023 год, нежелательный вариант. Как стороны будут выходить из этого клинча, покажет время. А пока ситуация с капитальным ремонтом дома артистов Большого театра напоминает сюжет басни И.А.Крылова “Лебедь, рак и щука”.

В заключение хотелось бы еще раз обратить внимание на то, что Брюсов пер. 7 не просто дом. Это с вами историческое наследие. Памятник архитектуры. Творение великого мастера, пришедшееся на один из лучших творческих периодов его творчества – постконструктивизм. Поэтому очень хочется сохранить его в близком к первозданному виде.

Авторы: Денис Рыженков, Кирилл Парадис

Exit mobile version