Мы в социальных сетях

ЖКХ

Осторожно, шлагбаум!

ЖКХ: выясняем отношения

Опубликовано:

,

Многострадальным вопросом для собственников стала установка шлагбаумов на въезде во дворы многоквартирных домов. По многочисленным просьбам жителей, сегодня мы разбираемся: как установить шлагбаум, кто за это отвечает, и что бывает за незаконную установку. 

Для законной установки шлагбаума на въезде во двор многоквартирного дома (МКД) обычно необходимо предпринять следующее:

  • Изучить постановление Правительства Москвы от 02.07.2013 №428-ПП «О порядке установки ограждений на придомовых территориях в городе Москве»; Постановление Правительства Москвы от 09.07.2019 №834-ПП «О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 02.07.2013 №428-ПП»; Приказ Минстроя РФ от 28.01.2019 N 44/пр «Об утверждении Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и Порядка направления подлинников решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие государственный жилищный надзор»;
  • Собраться большинством собственников жилых и нежилых помещений (не менее 2/3 от числа всех собственников) и на общем собрании принять решение об установке шлагбаума;
  • Подготовить проект, согласовать его с советом депутатов муниципального округа;
  • Обратиться за субсидией, получить деньги и установить шлагбаум;
  • Отчитаться структурам об установке.

На первый взгляд, проект совсем незамысловатый и никаких подозрений не вызывает. Но дьявол, как всегда, кроется в мелочах. Поэтому установку дворовых шлагбаумов мы разберем по порядку.

Первая сложность, с которой сталкиваются собственники, — это порядок действий. Не секрет, что общее собрание владельцев помещений дело хлопотное, и часто проводить его вряд ли получится. А если не будет четкого плана, то необходимости многократных встреч не избежать. При такой неорганизованности установка шлагбаума закончится не начавшись.

Во избежание проблем организационного характера совет дома и председатель совета, как уполномоченное лицо, должны подготовить план, в котором будут учтены интересы собственников жилых и не жилых помещений, указаны место установки ограждающего устройства, вид ограждающего устройства, указаны его характеристики, режим работы, правила пользования и порядок осуществления въезда на придомовую территорию транспортных средств собственников МКД и иных лиц, в том числе с учетом интересов лиц с ограниченными возможностями и т.д.

Важно: если дом находится на территории с утвержденным проектом межевания, шлагбаум можно установить только в границах придомовой территории в соответствии с проектом. В ином случае установить шлагбаум можно в любом месте в границах придомовой территории. Узнать о межевании придомовой территории можно в «Электронном атласе Москвы». Там необходимо выбрать раздел «Территории» и подраздел «Участки межевания жилых кварталов».

Вторую сложность для собственников составляет вопрос хозяйствования.

Известно, что быть собственником — значит иметь не только права, но и обязанности.

Если на установку ограждающего устройства собственники могут получить софинансирование от Правительства Москвы в размере до 100 тысяч рублей на каждый шлагбаум, то финансирование обслуживания полностью ложится на собственников. Многие жильцы, по разным причинам, отказываются оплачивать содержание шлагбаума. И принудить их к этому невозможно. Некоторые могут заверить о своем намерении вносить оплату, но не будут этого делать в дальнейшем, или будут, но на не регулярной основе.

Собственники должны четко понимать источники финансирования работы шлагбаума, размеры и график выплат, а также обеспечить процессам полную прозрачность. Необходимо рассмотреть варианты финансирования без привлечения собственников жилых помещений, например, при наличии большого фонда нежилых помещений в коммерческом использовании, и договориться с ними, чтобы они производили оплату содержания шлагбаума. Или же договориться с владельцами расположенных по соседству офисов о предоставлении парковочных мест на придомовой территории на возмездной основе с перечислением средств на специальный счет для оплаты содержания шлагбаума, или рассмотреть иные варианты, которые позволят снять проблему недостаточных и нерегулярных платежей, поступающих исключительно от владельцев помещений. Такой подход позволит избежать превращения шлагбаума в источник постоянной головной боли для ответственных лиц и снизить вероятность различного рода злоупотреблений.

Когда основные организационные вопросы решены, можно проводить общее собрание собственников, предметное обсуждение и согласование. На собрание желательно пригласить представителя власти, выбранного от района. Его долг и задача — представлять и отстаивать интересы жителей. По итогам встречи нужно подготовить и заверить протокол и решение общего собрания собственников по вопросу установки ограждающих устройств, оформленные в соответствии с требованиями Приказа МинСтроя РФ №937/ПР.

После этого мяч переходит от собственников к уполномоченному лицу, и процесс продолжается без дальнейшего вовлечения собственников помещений. Заниматься согласованием, сбором и подачей документов может уполномоченное лицо. Также необходимо поручить львиную часть хлопот специализирующимся на этом компаниям.

И после этого, примерно через месяц, на въезде на придомовую территорию появится шлагбаум.

Что делать если во дворе дома появился незаконно установленный шлагбаум или иное ограждающее устройство?

Для начала лучше обратиться с жалобой на незаконно установленный шлагбаум в управу района, на территории которой находится придомовая территория. Действенны жалобы в ГИБДД, МЧС, административно-техническую инспекцию.

Органы государственной власти проведут проверку и, если шлагбаум был установлен незаконно, вынесут предписание о демонтаже. Лица, незаконно установившие шлагбаум, могут быть привлечены к административной ответственности.

Могут ли собственнику помещения отказать в праве въезда на придомовую территорию?

Нет, это незаконно. Придомовая территория — это общая долевая собственность владельцев помещений.

В соответствии с ч. 5 ст. 16 Закона «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», с момента формирования земельного участка и проведения его кадастрового учета, участок, на котором расположен МКД, безвозмездно переходит в общую долевую собственность владельцев помещений МКД.

Согласно ч. 2 ст. 36 ЖК РФ собственники помещений в МКД владеют, пользуются и в установленных этим кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в МКД.

Владельцу помещения в МКД принадлежит безусловное и неотчуждаемое право на пользование общим имуществом. Никакие ограничения или лишения собственника помещения в МКД такого права действующим законодательством не предусмотрены, постановил Верховный суд.

Может ли управляющая компания, совет МКД или какой-то иной, особо предприимчивый гражданин или гражданка, установить шлагбаум по собственной инициативе?

Ни УК, ни совету МКД, ни каким-либо иным лицам не передаются полномочия общего собрания принимать решения по управлению МКД. Если шлагбаум установлен без решения общего собрания МКД, то он установлен незаконно. В этом случае владельцы вправе подать жалобу, по результатам которой будет вынесено предписание о демонтаже.

Также на общем собрании можно решить вопрос иначе, а именно: подать обращение в комиссию ЦАО по самострою на переоформление самостроя с передачей шлагбаума в общую собственность владельцев помещений МКД.

Подводя итог, можно сказать, что на сегодняшний день основной проблемой в рассматриваемом вопросе является недостаточная вовлеченность владельцев в управление совместным имуществом. Бесхозяйственность порождает благодатную почву для злоупотреблений и создаёт конфликтогенную обстановку там, где можно и нужно создавать удобство, порядок и источники дополнительного дохода.
Со стороны властей для этого подготовлена нормативно-правовая база, запущены в работу необходимые цифровые сервисы и, главное, есть добрая воля.

Дело за гражданами!

Автор: Денис Рыженков

ЖКХ

Реновация жилья на Пресне продолжается

Жители обязали правительство Москвы включить дом в программу реновации жилья через суд

Опубликовано:

,

Жители Пресни через Мосгорсуд отстояли своё право на реновацию жилья.

21 сентября, мэр Москвы Сергей Собянин включил в программу реновации жилья еще один дом в Пресненском районе столицы. На этот раз в программу вошёл, построенный в 1960 году на улице Антонова–Овсеенко дом 2 строение 1.

Как рассказали в управе района, жители пятиэтажки в 2017 году на общем собрании собственников приняли решение о вхождении в программу, однако, дальнейшем, протокол вызвал сомнения и дом по данному адресу был исключён. Граждане обратились с исковым заявлением в суд, который весной 2021 года вынес определение, обязывающее правительство Москвы повторно рассмотреть заявление о включении дома в программу реновации.

Читать далее

ЖКХ

Благоустройство несет больше позитива чем негатива

Опубликовано:

,

Глава ГБУ «Жилищник Пресненского района» Серегей Орлов рассказал МГЦАО о том, почему самой острой проблемой благоустройства является отсутствие взаимопонимания и уважения к соседям, как нужно запускать проекты по преображению дворов, что делать с парковкой для резидентов и почему не нужно «покидать чат».

Тема благоустройства придомовых территорий много лет вызывает критичные и неодобрительные отклики у жителей ЦАО: постоянная неразбериха с управляющими компаниями, нехватка парковок, непонимание ответственности за собственное благоустройство и отсутствие осознанности при выборе проектов приводят к недовольству жителей многоквартирных домов и к полному отсутствию желания идти на контакт с «коммунальным» хозяйством. Так ли сложно стать друзьями с «коммуналкой»? На самые острые вопросы о благоустройстве ответил глава «Пресненского Жилищника» Сергей Орлов.

– Для большинства многоквартирников (МКД) Пресненского района проведено межевание территорий, что означает передачу компетенций по их благоустройству и обслуживанию самим собственникам жилых и не жилых помещений. На балансе префектуры лишь небольшое количество МКД, за благоустройство которых она отвечает и получает на это средства от города. Есть ли проблема недостаточного финансирования благоустройства дворовых территорий со стороны собственников?

– Работы по капитальному благоустройству дворовых территорий, которые мы проводим ежегодно, финансируются из средств в соответствии с Постановлением Правительства Москвы № 849-ПП от 26.12.2012 «О стимулировании управ районов города Москвы». Согласно данному постановлению, средства выделяются только на территории, находящиеся на балансе Департамента городского имущества, одним словом, на балансе ГБУ «Жилищник Пресненского района», а территории, находящиеся в общедолевой собственности, благоустраиваются за счёт средств собственников многоквартирного дома. То есть собственники самостоятельно находят подрядные организации и заключают соглашения, в данном случае, главный ОИВ (орган исполнительной власти) района – Управа, согласовывает предложенные проекты благоустройства, а контроль за соблюдением норм и правил работ осуществляет Объединение административно-технических инспекций города Москвы по ЦАО. Финансовый аспект, в случае благоустройства за счёт средств собственников, остаётся лишь между собственниками и выбранными ими подрядными организациями.

– Дворы Пресненского района не были рассчитаны на сегодняшнее количество личного автотранспорта. Нет и резидентного въезда в жилые районы ЦАО. В индексе нет требования обеспечения жителей парковочными местами, а интересы жителей нужно учитывать. Главы субъектов будут требовать исполнения нацпроектов, по их результатам оценивается эффективность работы. Индекс требует объектов досуга и малых архитектурных форм, а население требует учета интересов, ему нужны парковочные места и нет дела до нацпроектов. Удается найти баланс при проектировании благоустройства дворов в этом вопросе или проблема только усугубляется?

– Проблема увеличения парковочного пространства как всегда остра и актуальна для всех округов нашего города, особо ярко это выражено в центральном округе: точечная застройка практически не оставляет свободных пространств для обустройства новых парковочных мест. При благоустройстве дворовых территорий мы руководствуемся нормами и правилами проведения работ, и, в первую очередь, пожеланиями жителей. Если есть возможность увеличить парковочное пространство, не нарушая действующих законов, то мы это делаем. При проектировании дворовых территорий мы согласовываем с жителями возможные варианты решения, например варианты по уменьшению излишне широких тротуаров, чтобы увеличить парковочные пространства, или же вовсе убираем неиспользуемые тропинки, а за счёт перевода асфальтобетонных покрытий в газон, делаем дополнительные парковочные карманы. Мы всегда учитываем интересы жителей.

– Сейчас в России часто проводят онлайн-голосования по проектам благоустройства дворовых территорий с целью формального соблюдения требований вовлечения населения в процесс благоустройства. Жители сами выбирают лучший проект. Но это относится к предложениям, которые получают целевое финансирование по «субвенции» из федерального бюджета, и их немного, при этом сами требования по вовлеченности распространяется на все проекты. Как это отражается на работе Пресненского Жилищника?

– Да, привлечение населения к обсуждению и участию в комплексном благоустройстве дворовых территорий это неотъемлемая часть нашего рабочего процесса, ведь наша работа, в первую очередь, направлена на конечного потребителя – жителя дворовой территории. Всё что мы благоустраиваем – это то, с чем будет жить и пользоваться житель и его дети и внуки, поэтому мы не проводим типовые онлайн опросы, а создаём полноценные группы в мессенджере WhatsApp по каждой благоустраиваемой дворовой территории, где происходит общение между конечными потребителями – жителями и заказчиками работ ( ГБУ «Жилищник Пресненского района») в присутствии контролирующих органов ( Префектура, Управа, депутаты МО). Чат создаётся на этапе проектирования дворовой территории, когда идёт обсуждение непосредственных видов работ. После согласования альбома благоустроительных решений, мы берем паузу на время проведения конкурсных процедур, и после определения организации – победителя, мы возобновляем общение в чате от начала проведения благоустройства до его завершения. Но даже после завершения благоустроительных работ, чат остаётся существовать до следующего лета, чтобы мы понимали, что все работы выполнены хорошо и наше общее благоустройство несет больше позитива чем негатива.

– А как вообще формируется проект благоустройства дворовых территорий в Пресненском районе? Жилищник предлагает несколько вариантов и один из них принимается жителями, или же от пресненцев, через уполномоченное лицо, поступают пожелания, предложения и жалобы, и на их основе формируется проект благоустройства?

– Формирование проекта благоустройства происходит в несколько этапов. На первом этапе мы проводим ознакомительную встречу, где представляемся жителям и объясняем наши возможности в плане благоустройства, там же создаём группу в WhatsApp, и 2-3 дня наполняем её жителями, которые хотят участвовать в благоустройстве своего двора. На втором этапе мы ведем рабочий диалог по каждому элементу дворовой территории: расширение или уменьшение существующих площадок (детские, спортивные), изменение направлений пешеходных тротуаров, виды озеленения, установка дополнительных опор освещения, и, конечно же, парковочные места. Если на каком-то этапе согласования мы понимаем, что мнения разделились и появились разногласия, то предлагаем жителям провести ОСС ( общее собрание собственников), где в официально оформленном протоколе будет отображено итоговое решение по спорному вопросу. На последнем этапе мы собираем все согласованные элементы (листы альбома согласования) в один проект благоустройства, и передаём для подписания ответственному лицу (лицам) от дворовой территории. После подписания альбом сканируется и размещается в группе благоустройства дворовой территории.

– Есть ли на сегодняшний день какие-то факторы, которые регулярно приводят к производственным коллизиям в процессе благоустройства дворовых территорий?

– Да, к сожалению, в любой бочке мёда можно обнаружить ложку дёгтя: от момента согласования альбома благоустройства до перехода к непосредственным работам по благоустройству проходит от 6 до 8 месяцев, за этот период мнения и желания жителей могут измениться, и мы не всегда можем выполнить новые пожелания, в первую очередь это касается МАФ (малые архитектурные формы), ведь в техническом задании к госконтракту прописаны требования которые уже нельзя изменить, а расторжение госконтракта и создание нового занимает слишком много времени и несёт неоправданные финансовые убытки. Это же касается и размеров площадок под МАФ — все они рассчитаны с соблюдением норм безопасности, и при замене одного на другой, более габаритный, придётся увеличивать площадку, а объёмы не заложены в финансирование госконтракта. Если говорить в общих чертах, то самая острая проблема – это отсутствие взаимопонимания и уважения к соседям среди жителей дворовой территории.

– Как в последнее время изменились пожелания жителей к благоустройству дворовых территорий, есть ли какие-то тенденции, которые можно отметить?

– Самым главным пожеланием жителей, в последнее время, является желание максимально озеленить дворы. Мы, как заказчики работ, поддерживаем и развиваем эту тенденцию и по мере своих возможностей. При производстве мы демонтируем старое садовое ограждение, и на его месте устраиваем плотную посадку кустарников для формирования живой изгороди. Еще более ответственно подходим к работам по капитальному ремонту газонов и к выбору самого посадочного материала, который использует подрядчик.

– По вашим ощущениям, дворы МКД ЦАО и Пресненского района, в частности, которые имеют больше утилитарный характер (парковочные места, инженерные коммуникации на поверхности, большая площадь открытых грунтов для стока дождевых и талых вод и т.д.), будут в обозримом будущем перепроектироваться под рекреационные, досуговые зоны, где акцент сместится в сторону общественных пространств и удобства жителей? Слышны ли сегодня от населения и властей пожелания двигаться в этом направлении?

– Не секрет, что дворовые территории вновь возводимых МКД выглядят иначе, в таких дворах жители охотно проводят время, что является очевидным и не нуждающимся в отдельном доказательстве фактом, свидетельствующем о востребованности дворовых территорий и шире, общественных пространств, такого типа. Понятно, что дворы ЦАО имеют свою специфику и ограничения, но с этим можно работать, если есть решимость. Я думаю, такое решение принимается не в рамках дворового благоустройства. Сейчас в ЦАО и непосредственно в Пресненском районе по программе реновации сносятся старые дома, и на их месте планируется строительство новых домов с проработанными элементами благоустройства и инфраструктуры. И такие проекты проходят многоэтапные публичные слушания и всегда корректируются исходя из пожеланий самих жителей.

Фото: личная страница Facebook

Читать далее

ЖКХ

Качество городской жизни может повысить только согласованная работа на всех уровнях управления

Опубликовано:

,

В условиях нестабильного московского климата подготовка к зиме является первоочередной задачей для коммунальных служб и ресурсоснабжающих организаций. Приступают к ней еще весной, после схода последнего снега, а начинается она с составления планов для производства работ, плановых показателей, которые находятся на контроле префектур и МЖИ (Мосжилинспекций) , весеннего осмотра зданий и общего имущества — как они пережили холодный сезон -, в каком состоянии кровля, чердак, водостоки, окна и двери общедомового имущества, имеются ли замачивания стен, подтопление подвальных помещений, состояние инженерных коммуникаций и т.п.

Проверяйте качество самостоятельно

На основании заключений составляется план работ, который содержит полный перечень мероприятий и сроки их выполнения, в которые входит проведение ремонтных работ, подготовка МКД (многоквартирных домов) к отопительному сезону, и устранение нарушений, выявленных мосжилинспекцией, если таковые имеются.

Обычно запланированные работы проводятся в весенний период.

Уполномоченному лицу собственников помещений МКД стоит обращать пристальное внимание на качество выполнения работ именно как собственнику, а не надзорному лицу, ведь именно собственник — главная заинтересованная сторона. Управляющая компания выполняет лишь координирующую и упорядочивающую роль в процессе подготовки МКД к зиме. Собственники не должны выступать жертвами обстоятельств непреодолимой силы и дистанцироваться от происходящего с их имуществом – с их домом.

В случае выявления каких-то недочетов, для всех лучше оперативно исправить их еще до «приёмки», пока рабочая бригада на месте.

Отопительный сезон и паспорт готовности

На этом этапе проверяется готовность МКД исходя из положений и требований Постановления Правительства РФ № 491 от 13.08.2006 г., Правил и норм эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Приказом Госстрой РФ № 170 от 27.09.2003 г., Минимальному перечню работ и услуг по содержанию общего имущества МКД, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 290 от 03.04.2013 г.

Не вдаваясь в обширный перечень необходимых для подготовки МКД к зиме мероприятий, остановимся на уже не новой, но всё еще порождающей множество противоречий, норме, закрепленной в части 6 статьи 20 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ

Нормой введено новое требование при получении паспорта готовности — отсутствие задолженности перед ресурсоснабжающей организацией (Далее — РСО).

До этого была практика “хочу — плачу, не хочу — не плачу, не отключите”, а если отключали, то веером рассылались жалобы президенту, губернатору, мэру, во все инстанции и газеты.

Новая норма несколько изменила ландшафт отношений между управляющими организациями (УО) и РСО, поскольку последние начали злоупотреблять своим положением естественных монополий.

Наиболее остро стоит вопрос УО-однодневок, в которых накопленные средства собственников расхищаются, а юрлицо УО ликвидируется.

Если крупные УО вроде “Жилищника”, имеют достаточный вес, чтобы отстаивать свои позиции в спорах с РСО — они направляют средства на отопление на специальные счета, которых даже “не касаются” -, то ситуация в небольших УО иная.

Есть две категории УО, которые нередко создают сложности для москвичей и администраций.

К первой относятся УО-однодневки, в которых гендиректор расхищает средства собственников и скрывается. Для некоторых мошенников несколько миллионов украденных денег значат что “игра стоит свеч”, а дальше хоть трава не расти.

Таких ситуаций можно избежать, если собственники будут своевременно контролировать расходование переданных УО средств и следить за соблюдением полной финансовой прозрачности.

Вторая категория больше характерна для ЦАО и интересна постольку, поскольку включает в себя профессиональных паразитов, научившихся существовать за чужой счёт. Как правило, это некая медийная личность, которая, с одной стороны, выдвигается в уполномоченное представлять собственников лицо, с другой стороны, замыкает на себя обслуживающие МКД организации и финансовые потоки.

И здесь нередко начинается откровенный шантаж глав администраций, когда при очевидном недобросовестном исполнении своих обязательств как хозяйствующего субъекта, медийные личности требуют от города предоставлять тепловую энергию и теплоноситель, за которые они уже получили от собственников оплату, но часть которой положили в свой карман.

Тут важно заметить, что подавляющее большинство глав администраций — это вовсе не политики, люди не публичные, а крепкие хозяйственники, добросовестно выполняющие свою работу. И у них совершенно нет медийного ресурса чтобы противостоять такого рода шантажу.

Никто из них не хочет проснуться знаменитым и прочесть о себе в федеральных СМИ что обрекает замерзать пенсионеров и детей.

Главам управ зачастую приходится решать в ручном режиме проблемные ситуации при подготовке домов к зиме, чтобы жители, невзирая ни на что, вовремя получили тепло.

Последний этап

Завершается подготовка к отопительному сезону после осеннего осмотра общего имущества МКД перед началом отопительного сезона.

После завершения всех запланированных на теплый сезон работ и устранения замечаний проводится еще один осмотр МКД  результат которого оформляется актом проверки готовности к отопительному сезону и подписывается после проверки комиссией.

Акт может содержать три типа выводов:

МКД готов к зиме;

МКД будет готов к зиме при условии своевременного устранения зафиксированных в акте замечаний;

МКД не готов к зиме.

Оригинал акта передается на хранение в администрацию МО, копии передаются в УО.

Важную роль при подготовке к зиме играют и РСО, и готовность котелен, тепловых пунктов, теплотрасс и иных инфраструктурных объектов, равно как и отношения между снабжающими организациями.

Не редки случаи, когда задолженность формируется не только между УО и РСО, но ресурсников перед ресурсниками. Здесь же стоит упомянуть проблему реконструкции теплотрасс и прочих объектов инфраструктуры, средства на которую закладываются в тариф, иногда в недостаточном объеме. Все это очень серьезно влияет непосредственных образом на подготовку к отопительному сезону

В таких условиях, когда ответственность за готовность к отопительному сезону полностью переложена на местное самоуправление, но многие вопросы выходят за рамки полномочий, главы администраций выполняют непростую и ответственную работу чтобы все жители и организации получили тепло в срок.

Поэтому важно чтобы москвичи более ответственно относились к своему имуществу, к своим деньгам, к своему благополучию, ведь решения, принимаемые на местах, — самым непосредственным образом влияют на качество жизни.
Право и обязанность собственников пристально следить за тем чтобы ответственные люди и организации тратили переданные им на общие нужды средства граждан целевым и эффективным образом, не допускать к управлению своим имуществом фирмы-однодневки или разного рода активистов-кликуш, которые подняв на свой щит благополучие всех собственников МКД, преследуют сугубо личные интересы.

Ответственный подход к управлению общим имуществом со стороны собственников позволит радикально уменьшить количество ситуаций, когда в МКД наступает хозяйственный коллапс и граждане обращаются непосредственно к главе управы с просьбой помочь в разрешении сложившейся ситуации, тем самым отвлекая руководителей администраций от выполнения своих непосредственных задач и вынуждая заниматься не свойственной им работой, по сути, выполнять за собственников их обязанности и решать в ручном режиме накопившиеся проблемы.

Только согласованная и ответственная работа на всех уровнях городского управления позволит добиться хороших результатов и радикально повысить качество городской жизни. И основа этого — сознательный и ответственный гражданин.

Читать далее

Trending

©2019 – 2021 МГЦАО.
©2021 ИА Московское информационное бюро, (св-во о регистрации ИА №ФС77-80638 выдано 23.03.2021 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР)).
Отдельные публикации могут содержать информацию, не предназначенную для пользователей до 16 лет.