Изменения в организации работы местного самоуправления являются одной из важнейших составляющей предложенных Владимиром Путиным поправок к Конституции. Это касается абсолютно всех и каждого, потому что затронут самый близкий к людям — низовой уровень власти.
За неделю до Нового года, на встрече с руководством обеих палат Федерального Собрания Президент России сказал: «Нужно подумать о том, как отрегулировать взаимоотношения между муниципальными органами власти (органами местного самоуправления – ред.), государственными органами власти, имея в виду, что должна быть создана единая система публичной власти, … конечно, не ущемляя интересов и прав муниципальных образований».
В Москве, 146 внутригородских муниципальных образований (из них 125 — муниципальных округа, 19 — бывшие поселения и 2 — бывшие городские округа Троицк и Щербинка Московской области, вошедшие в состав города Москвы в 2012 году).
МГ ЦАО задала несколько вопросов Депутату Госдумы от Центрального административного округа Москвы Николаю Гончару.
В прошлом году, Президентом Владимиром Путиным были предложены инициативы о передаче муниципальной власти новых полномочий. Успешно ли идет этот процесс?
– Процесс идет разумно. Бывают ситуации, когда полномочия можно и нужно передавать, потому что возможностей у исполнительной власти зачастую больше. Возьмем для примера некоммерческие организации (НКО): у нас во всех районах есть НКО, которые работают с детьми. И в период, когда была объявлена эпидемиологическая ситуация, дети не ходили в эти НКО, а значит у организаций возникла тяжелейшая финансовая ситуация. Но коммунальные платежи продолжали начисляться. Ко мне поступили десятки обращений с просьбой за счет бюджетных денег поддержать их. И в этом случае, нам был важен результат, а не разговоры о том, что это посягательство на полномочия муниципальных собраний. Поэтому это пример реальной помощи третьему сектору, а не ущемление прав местного самоуправления. Но при этом надо сказать, что даже имеющиеся в настоящее время, как мне представляется, финансируются недостаточно.
Также надо понимать и местному самоуправлению, что в процессе передачи полномочий всегда возникает другая сторона медали: там, где права, там должна быть и ответственность.
Есть целый ряд городских полномочий, которые, по моему мнению, надо передать округам и районам по линии исполнительной вертикали. Примеров масса: когда местная власть построила детскую площадку, а представитель города сказал – а у нас тут будет офисный центр. В таких случаях нужно действовать как в басне Крылова: «Пора и власть употребить!».
Жители ЦАО постоянно жалуются на отсутствие магазинов и товаров средней ценовой категории… Что происходит в этой сфере?
– У нас уже давно нет государственной торговли. Это рыночная экономика. Кстати говоря, самый острый конфликт между правительством Москвы и Моссоветом в начале 1993 года был по поводу программы приватизации предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания. Я лично тогда доказывал Юрию Михайловичу Лужкову, что если эта программа будет реализована, то через 5 лет у нас в центре города не останется ни одного овощного, ни одного молочного магазина, ни одной булочной, не будет мастерских бытового обслуживания. Я представлял, сколько будет стоить земля в центре города. И спустя 5 лет на Фрунзенской набережной из 9 продовольственных магазинов остался всего один. Все остальное по схемам приватизации было выкуплено у трудовых коллективов. Данный результат – объективный «закон экономики» — огромная разница по трудозатратам: продать несколько тонн продуктов, либо продать одно кольцо с бриллиантом. Поэтому все доступные магазины были изначально экономически обречены. Кто-то пытался доказывать: нет, рынок все отрегулирует! Вот он все и отрегулировал, и многое погубил. Я считаю, что при подписании договоров аренды, необходимо отдельно фиксировать, что должно быть в помещении. Ведь когда ты собственник, то тут уже не до молочной торговли и никого не волнует, где брать молоко. А социальная нагрузка остается в стороне – это не справедливо.
В итоге, с колоссальным трудом, надо отдать должное С.С. Собянину, удалось хоть что-то вернуть. Да, появились сети, но со всеми плюсами и минусами. Мы стали открывать Ярмарки выходного дня, но они не могут работать в сильные морозы. То есть ярмарками мы попытаемся компенсировать недостаток продуктовых магазинов в отдельных микрорайонах.
Николай Гончар в рабочем кабинете. Фото ©Николай Гончар
Как сегодня граждане могут влиять на принятие решений? Парковка для резидентов ЦАО, шлагбаумы, установка летних веранд?
– Через депутатов! Это реально работает. Но депутаты в большинстве случаев должны проявлять принципиальность, а не оставаться в стороне.
У меня был случай, когда на прием пришли граждане и сказали: у нас во дворе муниципальные депутаты разрешили летнюю торговлю и мы теперь не можем спать по ночам. И я задал вопрос коллегам: как же это можно было разрешить?
А они мне ответил: к Вам кто приходил, пенсионеры? А за нас Ваши ветеранские организации не голосовали. За нас отдали голоса бизнесмены. Одно дело, когда люди сами отдают голоса за избранников, а другое, когда депутатов поддерживает категория людей с личными интересами. И если депутат планирует избраться, то он прямо рассчитывает на их интересы.
Например, на Патриарших прудах невозможно спать по ночам летом. Это уровень культуры местной власти, к сожалению. На дороге можно найти кошелек с деньгами, но культуру – увы! Неуважение к жителям, к сожалению, в погоне за прибылью.
Но обращаться к депутатам нужно. Молодые коллеги меня часто спрашивают, нужно ли проводить прием избирателей? Я считаю, что его нужно вести обязательно. И дальше начинаются стенания: ну мы же ничего не решаем. Но я пытаюсь и, в итоге, решаю. Каждую неделю, два раза, летом, зимой, без отпуска, в четверг веду прием и по субботам встречи с жителями. Надо обращаться ко мне, когда есть проблемы. Их решение — одно из главных направлений моей депутатской работы.
И обращаются?
– Обращаются. И есть вопросы, которые можно легко решить. Вот к примеру, Чистопрудный бульвар. Простая ситуация: электрик оборвал провод от домофона, ведущей к квартире пожилой женщины. Она инвалид и живет на втором этаже. И спускаться вниз она не может. Я набрал главу управы, и в тот же вечер ей починили звонок. Вопрос выеденного яйца не стоит, и это беда местной власти. Люди пожилого возраста не могут пользоваться гаджетами, чтобы посылать жалобы. Но вся инфраструктура создана в том числе на их деньги. Уверены ли власти, что пожилые могут этим пользоваться? А если не могут? Пенсионеры разве не были налогоплательщиками? Нужно больше думать о людях.
Что наиболее важно сегодня в развитии города?
– Город может развиваться либо горизонтально, либо вертикально. Не развиваться он не может. Если развитие пойдет горизонтально, то мы уйдем дальше границ Калужской области. В урбанистике есть концепция: развитие по принципу городов-спутников. И у нас такой пример был – Зеленоград. И идея его создания состояла в том, чтобы создать привлекательные престижные места приложения труда, такие как предприятия кластера электронной промышленности, и так далее. Но даже при успешных попытках реализовать эту концепцию, люди все равно тянулись в центр большого города, в столицу.
Что такое реновация – это предотвращение расползания города по территории. Это строительство здесь, непосредственно на месте. А дальше начинается экономика. Давайте посчитаем, какой вариант запускать? Инфраструктура очень дорогое дело с очень долгими сроками окупаемости. Поэтому, когда сносят пятиэтажки и строят «ненавистные человейники», нужно подумать, а стоит ли возмущаться, ведь если деньги пойдут на развитие новых территорий города, то потеряете в том числе и Вы. А переехать в новый дом по программе реновации в ЦАО – это другое дело.
Спасибо, Николай Николаевич за интервью.
Warning: Undefined variable $user_ID in /var/www/u0938762/data/www/mgcao.ru/wp-content/themes/zox-news/comments.php on line 49
You must be logged in to post a comment Login