МГЦАО

Классика – это очень современно

Фото Яндекс.Картинки

Как известно, указом Президента 2020 год был объявлен годом русского писателя, поэта и переводчика Ивана Алексеевича Бунина. В связи с эпидемиологической ситуацией единственным событием, посвященным этой дате, стал литературно-музыкальный вечер, инициатором которого выступила актриса Наталья Захарова.

Наталья Захарова, организатор и ведущая вечера, посвященного 150-летию И.А. Бунина. Фото предоставлено Н. Захаровой

Лауреат международных и российских конкурсов артистов-чтецов Наталья Захарова уже более 30 лет популяризирует творчество Ивана Бунина. «Моё увлечение Буниным началось ещё со студенческой скамьи, когда мы сдавали экзамен по художественному слову, и мой педагог предложил мне взять к прочтению произведение Бунина. У нас он стал  издаваться только в 1965 году, поэтому немногие студенты его знали.  Когда я прочитала Бунина, мне он очень понравился, и на экзамен я выучила наизусть рассказ «Лёгкое дыхание»», – рассказывает Наталья Вячеславовна.

В дальнейшем, получив «благословение» на чтение произведений Бунина от известного актёра Сергея Юрьевича Юрского, который также увлекался творчеством писателя, Наталья продолжила изучать жизнь и литературное наследие Ивана Алексеевича Бунина. Кроме того, она смогла передать свою любовь к русской классике зарубежным слушателям в Брюсселе и Париже, где  актриса прожила более 20 лет.

Её моноспектакли «Русская классика для соотечественников», совместный проект с Министерством культуры РФ, неизменно вызывали большой интерес слушателей. Бунин, Чехов, Лесков, Толстой не могли оставить равнодушными как соотечественников, живущих за границей, так и европейцев, изучающих русский язык.

Актриса Наталья Захарова. Фото предоставлено Н. Захаровой

«Очень важно пропагандировать классику, потому что она очень современна. Сейчас в нашей жизни размываются границы порядочности, честности, доброты и достоинства, а «толерантность» становится любимым словом, за которым скрывается какое угодно безнравственное действо.

Когда берега размыты, наша классика – это кладезь наших русских традиций и ценностей: кто мы, что мы, чем мы сильны в мире», считает Наталья Захарова.

Помимо профессиональной деятельности, Наталья активно участвует в общественной жизни Пресненского района, являясь общественным советником главы управы. На сегодняшний день благодаря её усилиям в Пресненском районе уже пять лет существует сквер им. И.А. Бунина, посажена яблоня любимого сорта писателя «Антоновка».  Есть библиотека им. И.А. Бунина по ул. 1905 года, установлена памятная доска на доме на Поварской улице, где жил Иван Алексеевич.

Горельеф, который будет установлен на здании библиотеки им. И.А. Бунина. Фото предоставлено Н. Захаровой

Скульптор Зураб Церетели подарил Наталье горельеф с изображением писателя и попросил передать его в дар библиотеке им. И.А. Бунина. Для установки горельефа на здании библиотеки нужно дождаться разрешений от соответствующих инстанций и выхода учреждения из «карантина».

Осталось только организовать музей писателя. «Удивительно, что лауреат первой нобелевской премии по литературе в стране оказался без музея», говорит Наталья. «Есть небольшие музейчики в Орле, Воронеже, Липецке, а в Москве нет. Как нет и координационного центра, который бы собирал всё, что связано с писателем».

А связано немало. Люди, неравнодушные к творчеству Бунина, передают Наталье Захаровой книги, автографы и другие потенциальные экспонаты, но хранить их пока негде.

Одно из первых произведений И.А. Бунина, опубликованных в эмиграции. Фото (с) МГ ЦАО

«Иван Алексеевич Бунин заслуживает памяти и благодарности за сохранение того языка, который он увёз с собой. Он увёз с собой ту эпоху, ту стилистику, те отношения и культуру, которой больше потом не стало», говорит Наталья.

Эмигрировавший в 1920 году писатель шёл к Нобелевской премии 10 лет, получив её «за строгий артистический талант, с которым он воссоздал в литературной прозе типичный русский характер».  Премия была очень значительной по тем временам  – 720 тысяч франков, 200 тысяч из которых он сразу распределил нуждающимся писателям-эмигрантам во Франции.

Несмотря на то, что «красный граф» Алексей Толстой уговаривал Бунина вернуться в послереволюционную Россию, он не смог бы в ней жить, убеждена Наталья Захарова. С его характером, с его язвительностью и прямолинейностью, судьба писателя была бы предрешена.

«Иван Алексеевич с Верой Николаевной спешно покинули дачу в Глотово, потому что там уже начались погромы, и вернулись в Москву. 26 октября по старому стилю в Москве уже начались перестрелки и борьба, а 3 ноября революционеры прямой наводкой  расстреливали Кремль. Когда на следующий день Иван Алексеевич вышел на улицу и увидел окровавленные трупы, разрушенные дома, он сказал: “Вчера был самый страшный день в моей жизни. Я увидел, как входит победивший хам в Москву.”  Иван Алексеевич стал ходить на Красную площадь и слушать выступления Ленина. Приходил, всё это записывал, записи прятал под плинтусами. Называл вождя «картавый» и «рыжий». Так началось его художественно-публицистическое произведение «Окаянные дни»», – рассказывает актриса.

Всем тогда казалось, что революция – это какое-то временное безумие, которое скоро пройдёт. Поэтому семья Буниных уезжала в эмиграцию с большой надеждой, что в России всё наладится,  но больше на родину они уже не вернулись.

Памятник И.А. Бунину в одноименном сквере. Фото предоставлено Н. Захаровой

Все средства от Нобелевской премии Ивана Бунина были потрачены на необходимые нужды. Свои дни он заканчивал пожилым больным человеком, в чужой стране, без детей, без помощи и денег. Но остались его произведения, переведённые на все языки мира; остались созданные им литературные образы; осталась память о жизни и творчестве великого русского писателя.

«Бунин научил меня любить деревья. Он настолько интересно и тонко всегда изображает природу, что когда ты учишь его тексты – прозу или стихи, то начинаешь обращать на это внимание. Моё самое любимое время суток – это начало сумерек. Небо светлое, а деревья почти чёрные. Во время прогулок в нашем Пресненском парке интересно наблюдать за деревьями, каждое из них имеет свой неповторимый рисунок. Это очень красиво», – улыбается Наталья Захарова.  

Exit mobile version