МГЦАО

СПЕЦПРОЕКТ. “Рассказываем детям историю про деньги”

Финансовый мир не назовешь простым. Как объяснить детям, что такое деньги и откуда они берутся? Почему в разных странах они разные? Почему именно столько стоят игрушки, планшет, рюкзак? Не каждый ребенок в будущем выберет профессию, связанную с финансами, не каждый станет банкиром, финансовым директором, бухгалтером, кассиром, брокером на бирже. Но все без исключения будут иметь дело с деньгами. Родителям необходимо научить ребенка обращению с личными финансами, увлекательно предоставив доступную информацию и эффективную «инструкцию».

Как просто рассказать о сложном объясняет Светлана Резник, преподаватель экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова  и член Российского Союза писателей, автор серии книг «Большие деньги для маленьких», номинант на премию «Писатель года 2019» в области детской литературы.

С. Резник. Фото предоставлено автором

Давным-давно люди вполне обходились без денег. Зачем они им были нужны? Все необходимое для жизни можно было получать от природы: жить в пещерах, охотиться с дубинками, собирать растения.

Со временем оказалось, что не каждый человек, умеющий делать топоры и наконечники на стрелы, являлся одновременно и хорошим охотником. Стало очевидным, что пусть оружейник делает оружие, а охотник с этим оружием ходит на охоту, а за оружие охотник оружейнику будет платить добычей.

Таким образом возник взаимовыгодный обмен. Вместо того, чтобы пытаться каждому человеку делать все, что ему нужно самому, включая то, что у него совсем не получается, не лучше ли распределить обязанности. Сейчас так происходит в семьях: бабушка лучше всех делает сырники и печет блины, стало быть не надо об этом просить папу. Но он быстрее всех и аккуратней может повесить картину на стену, поэтому маму на такую работу не приглашают. То есть возникла потребность при распределении обязанностей менять одну продукцию или услугу на другую, которую сам делать не можешь.

Но как поменять один товар на другой, если участников будущей сделки несколько? Например, вам нужна корова, которую ваш сосед хотел бы поменять на стол, но у вас нет стола. При этом, ваш товарищ хотел бы освободить место в своей «пещере» от ненужной мебели, но ему не нужна корова вашего соседа. Ваш друг хотел бы вместо своего стола мешок соленой рыбы, которую выловил житель вашей общины слишком много в этом сезоне. И так далее.

Чтобы менять один товар на другой, необходима потребность продавца конкретно в том товаре, который предлагает другой торговец. То есть обмен товаров может происходить только при наличии нужных товаров у обоих торговцев, вступающих в сделку, что бывает не часто. Поэтому со временем выделились товары, которые имели высокую возможность реализации, то есть ликвидные.

В разные времена в разных странах общим эквивалентом при обмене, то есть неким прообразом денег были животные, перья, меха, сушеная рыба, драгоценные камни, раковины – все, что представляло ценность для определенного сообщества.

В Мексике индейцы использовали при проведении платежей бобы дерева какао. В войске Юлия Цезаря римские легионеры часть жалования получали солью. Кстати, английское слово salary – «зарплата», происходит от латинского слова sal – «соль».

Фото (с) Pixabay

Но самым устойчивым эквивалентом для расчетов стали монеты, которые изготавливали из разных металлов. Упоминания о деньгах в виде монет датированы VII веком до нашей эры. Первые монеты представляли собой металлические пластины неправильной формы из сплава золота и серебра. Для определения их веса на них вытеснялся определенный рисунок, что на современных монетах называется номиналом. Сегодня мы тоже пользуемся монетами разного номинала, например, в пять или десять рублей.

Для углубления специализации в части обмена ценных товаров и монет, которые могли бы служить эквивалентом в Средневековой Генуе на центральной площади города работали менялы, торговля у которых велась монетами разных государств, городов и даже монетами частных лиц. Все деньги имели разный вес, форму и номинал. Единственное условие для чеканки – это неизменное содержание серебра в металле монеты. Часто встречалась и плохая чеканка, подделки. Профессиональные менялы были настоящими экспертами и знатоками монетного дела, и безошибочно определяли действительную стоимость какого-то количества конкретных монет.

Фото (c) Pixabay

Для осуществления простейших форм банковских операций – расчетов, обмена монет – менялы использовали скамейку или стол, что на итальянском означает «banca». По сей день этим словом во всем мире называют учреждения для денежных расчетов – “банк”.

Прообразом современных бумажных денег были долговые расписки. Когда в Китае появилась передовая для того времени технология производства бумаги, само производство денег стало удешевляться, так как перевозить или переносить бумагу проще, чем металл, даже драгоценный.

Истории о развитии денег и финансовой системы увлекательны и познавательны. Они позволяют ребенку понять, какой значительный путь пройден поколениями, чтобы мы сегодня могли одним касанием смартфона осуществить платеж для приобретения товара или услуги. И нам для этого уже не надо обменивать цветные перья на камни, получать часть зарплаты солью, чтобы затем поменять ее на платье.

Увлекательные истории из «мира денег» научат вашего ребенка эффективным и безопасным способам управления средствами, привьют интерес к экономике, позволят заглянуть в сферу финансов.

Понимая логику экономики и движения денег с детства, молодые люди смогут уверенно ставить цели и принимать решения при управлении личными финансами, а также выбирать профессию и управлять карьерой.

Во всех случаях разговор с ребенком про деньги может быть интересным, полезным, позволяющим приобретать и развивать новые навыки в обращении с необходимыми элементами современной жизни.

Материал подготовлен специально для МГЦАО.

Exit mobile version