МГЦАО

Граждан будут информировать о публичных слушаниях в интернете

12 июля 2021 года вступил в силу Федеральный закон №289-ФЗ от 01.07.2021  «О внесении изменений в статью 28 федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”» (далее – Закон №131-ФЗ).

Теперь для муниципальных властей стало обязательным информирование граждан в интернете о публичных слушаниях. Закон №131-ФЗ гласит, что муниципальные образования (далее – МО) могут проводить информирование либо на собственном официальном сайте, либо на официальном сайте субъекта РФ, к которому они относятся, либо использовать «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», порядок использования которого устанавливается Правительством РФ. К слову, в настоящее время указанный порядок не установлен.

Там же, в четвёртой части, содержится требование обеспечения возможности жителям МО представлять свои предложения и замечания. Согласно духу закона и здравому смыслу, на сайтах МО должны появиться комментарии жителей. Это известный населению формат публичных обсуждений. И подобное решение укладывается в логику президента и правительства, которая заключается в том, что наиболее приближённые к народу уровни публичной власти должны более активно взаимодействовать с населением непосредственно. А население, в свою очередь, с властью. Для чего и адаптируется нормативно-правовая база, а №289-ФЗ – часть этой работы.

С другой стороны, остаются неопределенность и очевидные проблемы, связанные с тем, что обсуждение и информирование будут реализованы на интернет-сайтах. Если говорить о проблемах, то нельзя не упомянуть о разношёрстности и технической неприспособленности сайтов МО для онлайн-обсуждений. Для этого есть как объективные причины, например, недостаточные бюджеты для создания и поддержания современного и многофункционального сайта у многих МО, так и субъективные – непрофессионализм муниципальных руководителей в области публичной коммуникации. Так или иначе, для обеспечения возможности обсуждения на сайте нужно реализовать процессы идентификации, аутентификации, авторизации, хранения пользовательских данных, обеспечения безопасности и многое другое.

Конечно, возможно проводить процесс авторизации через портал «Госуслуги» или иной сервис, который возьмёт на себя бремя хранения и обеспечения безопасности пользовательских данных. Но когда это будет сделано – неизвестно, а закон в силу вступил неделю назад, и его нужно исполнять.

Другая проблема заключается в том, что из обсуждения пользователи могут сделать саботаж. И как этого можно избежать – пока непонятно. Нужен модератор обсуждения. Нужен регламент модерации, поскольку если предложения и замечания со стороны населения можно будет тихо и молча удалять, то это сделает бессмысленным подобные дискурсы и подорвет доверие населения к власти и процессу принятия решений.

«Да, действительно, сайты муниципальных округов зачастую представляют из себя «салат», и каждый округ заправляет его на свой вкус. К сожалению, на сегодняшний момент совершенно отсутствуют стандарты и расширенные требования к официальным сайтам МО, – поясняет глава муниципального округа Пресненский Дмитрий Юмалин. – Кроме того, скажу, что и документооборот Советы депутатов и администрации формируют свой собственный. Уверен, что такие задачи должна решать Ассоциация муниципальных образований Москвы, и сервисы такие должна создавать ассоциация, так как бюджета у МО на такое не предусмотрено».

Свои предложения и комментарии по заявленным проектам правовых актов, размещённых на официальных сайтах муниципальных округов, граждане могут направлять по контактным данным, указанным в официальных уведомлениях или извещениях. Данные документы публикуются на официальных сайтах в соответствии с действующими правилами проведения публичных слушаний в каждом отдельном муниципальном округе.

Стоит отметить, что ещё одно важное изменение содержится в новой редакции пятой части 28 статьи, где появляется требование по перечисленным в ч.5 вопросам землепользования и застройки проводить публичные слушания в соответствии с законодательством.

В предыдущей редакции №131-ФЗ порядок организации и проведения публичных слушаний и общественных обсуждений определялся уставом муниципального образования.

Подводя итог, можно сказать, что новая редакция закона призвана сделать процесс принятие решений более прозрачным и активизировать взаимодействие населения и публичной власти на уровнях, наиболее приближённых к населению. Вместе с тем, многие оказались не готовы к исполнению новых требований законодательства, также как и не у всех муниципальных властей эти требования вызывали энтузиазм. Однако изменения в порядок организации и проведения публичных слушаний с целью приведения его в соответствие с новой редакцией закона №131-ФЗ должны быть внесены в кратчайшие сроки.

Exit mobile version