Мы в социальных сетях

Культура

Культурные традиции России на Делегатской, д. 3

Мы побывали во Всероссийском музее декоративного искусства

Опубликовано:

,

Существует множество определений слова «культура». Одним из них с нами поделился руководитель Всероссийского музея декоративного искусства Лина Николаевна Глушкова. «Культура – это просвещение, образование и почитание». Каждое новое поколение должно возвращаться к своей истории, к тому, что было создано предками. Таким образом развивается не только историческая память, но и вкус, необходимый для создания чего-то нового. «Возвращение к истокам обязательно, потому что нет будущего, если ты не знаешь своего прошлого», — утверждает Лина Николаевна.

Всероссийский музей декоративного искусства был создан в 1981 году по адресу улица Делегатская, дом 3, и стал центром, представляющим национальную русскую культуру, народные промыслы. Важную роль в жизни музея сыграл Дмитрий Сергеевич Лихачев. В советское время народной культуре и промыслам придавали большое значение и поддерживали художников разными способами. «Появилась премия Репина, которую давали в том числе и мастерам, разрабатывающим эскизы павловских платков, и мастерам гжели, профессиональным художникам – их награждали так же, как и живописцев».

Кризис культурной сферы 90-х годов музей благополучно пережил благодаря детям. С детским садом Большого театра было заключено соглашение о создании специальной программы для самых маленьких посетителей. «Естественно, для ребенка важно взять в руки, ощутить, поиграть, пожить вместе с этим предметом», — рассказывает Лина Николаевна. Поэтому теперь в музее есть возможность не только увидеть, но и потрогать предметы, которые отдавали люди из всех уголков страны.

Тогда же Линой Глушковой была написана программа «Русский дом», которая вывела музей на новый уровень общения с посетителями. Мастер-классы, которые потом стали появляться во многих музеях, здесь уже входили в обязательную программу. Подобный подход создает особый диалог между экскурсоводом и посетителем. «Народ очень активно откликнулся на созданную программу, и к нам стали приходить школьники и люди постарше. Для последних в настоящее время мы придумали что-то вроде квестов, где посетителям задаются различные вопросы, с помощью которых они обращают внимание и оценивают то, что мы пытаемся до них донести». Лина Николаевна уверена, что культурное образование важно начинать с детства, потому «что маленькие дети ближе к славянской и христианской культуре, у них лучше получается мыслить образами». Такой вывод был сделан, когда малыши отвечали на вопрос о том, что обозначает изображенный на прялках круг или его часть. Дети сразу говорили: «Солнце, заходящее солнце», а старшее поколение порой и вовсе не находило ответа. В современном мире немногие понимают, как важно знать свою историю, создаваемую веками.

«Мы собираем коллекцию предметов и деталей, элементов архитектуры и бытовых предметов, начиная от народного, то есть крестьянского, искусства, самых начальных этапов развития. Собирая коллекцию, мы пытались отобрать наиболее характерные предметы», – делится с нами Лина Николаевна. В коллекции представлены вещи периода XIV – XIX веков. Можно посетить залы, в которых коллекция связана с классическим пониманием декоративно-прикладного искусства, – это и интерьерные предметы, мебель, ювелирные украшения, стекло, фарфор. Лина Глушкова замечает, что сейчас мы с гордостью можем говорить не только о русском балете и опере, но и о русском фарфоре, стекле и, конечно же, русских художественных лаках. Последними интересуются по всему миру и специально приезжают в музей, чтобы увидеть подлинники. Кроме этого, в коллекции содержится множество предметов современного искусства, в число которых входит как мебель, так и элементы одежды. Изначально коллекция создавалась на основе вторичных экспонатов других музеев – Исторического, Царицыно, Кусково. Впоследствии с музеем стали сотрудничать фондовики, искусствоведы и коллекционеры, пополнявшие залы своими находками. Художники, приезжающие на выставки со своими работами, тоже дарят музею лучшие из них.

По решению Д.С. Лихачева и Раисы Максимовны Горбачевой, которая также активно помогала музею, в фонд была передана коллекция княгини Шабельской – собрание русских костюмов и предметов народного искусства. «Это, конечно, потрясающей красоты вещи, уникальные, лучшие из лучших, – рассказывает Лина Николаевна, – и не только традиционные народные: это и европейское кружево, и византийское, и древнерусские способы украшения плетения кружев из тончайшего метала, золотые нити». В музее хранится и коллекция агитационного фарфора Леонида Осиповича Утесова. Помогали музею Андрей и Мария Мироновы, собирающие фарфор: часть их коллекции находится в собрании музея.

Акцент в музее делается именно на красоте. «Мы говорим о красоте – отсюда и название: декоративно-прикладное». Важно все: как была украшена вещь, какими способами и с помощью каких материалов, какие использовались техники. «Вот традиционная русская прялка. Ведь их было много — самые простые неукрашенные прялки, рабочие, а в музее у нас прекраснейшая коллекция: расписные северодвинские прялки – целый куст удивительной красоты и гармонии», – рассказывает Лина Николаевна. Отличается своей искусностью и резьба по металлу: необходимые в быту дверной замок и сундук могут стать целыми картинами. Порой сложно поверить, что мастеру удалось создать тончайший орнамент, используя металл.

С 3 июля в музее можно увидеть экспозицию «Русский стиль. От истории к модерну». Она рассказывает о проблемах становления и развития русского стиля в декоративно-прикладном искусстве в период с 30-х годов XIX века до начала XX века. В экспозицию входят произведения из дерева, металла, стекла, керамики, предметы интерьера, костюмы, игрушки и многое другое. «У нас появилась возможность проводить экскурсию для 2-3 человек, – говорит Лина Глушкова, – Получается индивидуальный рассказ по самой интересной нашей сегодняшней экспозиции, диалог со зрителем, вместе мы приходим к каким-то выводам. Экскурсоводы часто грешат: «Это удивительно! Это шедевр!» А мы уже вместе приходим к тому, почему это удивительно и почему это шедевр. И действительно меняется сознание, и люди приходят и ценят».

3 июля также открылась удивительная выставка «Тайны реставрации. Янтарная комната и другие проекты», которая приехала в музей из Царского Села. На выставке можно узнать о секретах работы царскосельских реставраторов над историческими проектами, увидеть их современные творческие работы. А 16 июля в Центре моды и дизайна открылась выставка «Абрау-Дюрсо. 150 лет на светлой стороне истории», повествующая об истории бренда. Выставка начинается еще во дворе музейного комплекса, где выстроен сферический павильон, в котором в формате 360° на купольном экране перед посетителями оживают ярчайшие страницы истории «Абрау-Дюрсо». Основная часть выставки расположена во флигеле музея, где представлены бокалы, декоративные элементы, редкие этикетки, архивные документы. «Царское Село должно было привезти мундиры времен Александра II, Александра III, но из-за пандемии не получилось», – с сожалением говорит Лина Николаевна.

Есть в музее и мастер-классы. Летом даже самые маленькие гости музея могут посетить интерактивную программу «Птица радость», в рамках которой они погрузятся в мир русских сказок и былин, где птица является образом солнца и самой жизни, а также смогут сами расписать деревянную свистульку. Другая программа, «В гостях у матрешки», знакомит посетителей с историей самой знаменитой русской игрушки, а также дает возможность самим расписать матрешку.

Кроме того, взрослым посетителям музей предлагает побывать на архитектурной экскурсии «Дом Остермана». Здание музея является одним из немногих сохранившихся в Москве зданий, построенных в эпоху классицизма, и один из квестов посвящен призраку дома Остермана. «Потому что у каждой уважающей себя усадьбы 18 века должен быть свой призрак. У нас есть своя история, мы ее с удовольствием всем рассказываем», – объясняет Лина Николаевна.

Всероссийский музей декоративного искусства сегодня – это актуальное пространство, в котором опыт и традиции декоративного искусства служат отправной точкой для коммуникации и творчества. Предметы декоративно-прикладного и народного искусства из разных регионов России, которые на протяжении 5 веков способствовали формированию национальной идентичности, ждут своих посетителей

Маргарита Постнова,

Екатерина Волковицкая,

специально для МГЦАО

Фото М. Постнова

Фото М. Постнова

Фото М. Постнова

  • Фото предоставлено Музеем декоративно-прикладного и народного искусства

  • Фото предоставлено Музеем декоративно-прикладного и народного искусства

Интересное

Книга Светланы Резник «Скажи это инвестору» или как привлечь инвестиции в стартап

Опубликовано:

,

В жизненном цикле каждого инновационного проекта наступает момент привлечения инвестиций для дальнейшего роста, стремительного взлета стартапа, масштабирования, увеличения продаж. Важнейшим элементом получения денежных средств от сторонних инвесторов является эффективная презентация. Что показать и рассказать? Как выступить?

Книга «Скажи это инвестору» или Презентация инновационного проекта для инвестора написана по материалам тренингов, проводимых автором более 15 лет. Цель — повысить эффективность презентационного процесса за счет формирования навыков разработки и демонстрации проекта с учетом специфики аудитории.

Интерес к данной теме не угасает, и руководители инновационных проектов, стартапов по-прежнему ищут ответы на вопросы: что хочет знать инвестор? Почему какие-то проекты поднимают раунд за раундом инвестиционные средства, а другие, не менее привлекательные с точки зрения инвестирования, не получают ничего? Почему одни выступают на презентационных сессиях под «бурные аплодисменты» и получают как минимум ценные советы по совершенствованию проекта для достижения целей инвестирования, а другие от выступления к выступлению уходят ни с чем?

Книга Светланы Резник «Скажи это инвестору» знакомит читателей с требованиями инвесторов к презентации инновационного проекта и позволяет понять, на что ориентируется инвестор при принятии решения.

Книга научит лидеров стартапов определять ключевые факторы, которые необходимо довести до сведения инвестиционного комитета за короткую пятнадцатиминутную презентация.

На станицах книги читатели найдут практические советы по разработке и демонстрации презентации своего проекта.

В основу книги положен курс «Эффективная презентация для инвестора», который с успехом читается автором в Школе стартапов Skolkovo.

Читать далее

Культура

Дом культуры «ГЭС-2» заработает в декабре 2021

Опубликовано:

,

Дом культуры «ГЭС-2» на Болотной набережной откроется 4 декабря текущего года. Объект станет новой точкой притяжения города. Об этом сообщила пресс-служба фонда V–A–C.

Учреждение находится в здании бывшей городской электростанции. Открытие этой «трамвайной», а позже — «государственной» электростанции — произошло в 1907 году.

Специалисты фонда V–A–C приобрели здание в 2015 году и предложили архитектурному бюро Renzo Piano Building Workshop разработать новый проект реконструкции: в его основу легло желание сохранить исторический облик постройки и превратить её в городское культурное пространство.

«ГЭС-2» откроется сезоном «Санта-Барбара. Как не поддаться колонизации?», который продлится до 13 марта 2022 года. Ключевым проектом станет продолжительный перформанс «Санта-Барбара. Живая скульптура Рагнара Кьяртанссона».

«Благодаря перформансу зрители отправятся в прошлое — в зарождающуюся Россию 1990-х, чтобы понять, какие образы, ценности и идеи, возникшие тогда, актуальны до сих пор», — пояснили в пресс-службе.

Одновременно с этим в «ГЭС-2» будет разворачиваться художественный проект «Я моторы гондолы разбираю на части. Карнавал в четырех действиях», названный по строчке из песни «Карнавала.нет» группы «Мумий Тролль». Проект представит новые произведения российских художников, которые обращаются к карнавальной культуре.

Третий проект, который откроется вместе с «ГЭС-2», – выставка «В Москву! В Москву! В Москву!». Как объяснили в пресс-службе фонда, выставка посвящена выстраиванию диалога между работами Кьяртанссона и произведениями других авторов.

Читать далее

Культура

Продлён срок приёма заявок на Всероссийскую общественную премию «ГОРДОСТЬ НАЦИИ»

Опубликовано:

,

ФГБУ «Дом народов России», совместно с «Ассамблеей народов России» и Федеральным агентством по делам национальностей объявило о продлении срока приёма заявок на соискание II Всероссийской общественной премии за личный вклад в
этнокультурное развитие и укрепление единства народов России «ГОРДОСТЬ НАЦИИ».

Приём материалов будет осуществляется до 30 сентября 2021 года включительно.

В конкурсе на соискание Премии могут принять участие представители общероссийских, межрегиональных, региональных, местных общественных объединений и некоммерческих организаций, реализующих проекты в сфере государственной национальной политики; преподаватели родных языков, языковые активисты, авторы проектов в сфере сохранения и развития родных языков; журналисты и блогеры; мастера народного творчества и организаторы этнобизнеса, руководители и участники творческих коллективов и творческих объединений.

Оргкомитет провёл ряд информационных вебинаров по оформлению заявки и подаче документов. Записи вебинаров можно найти в плейлисте премии на видеоканале Ассамблеи. Соискателям и организациям, выдвигающим кандидата на соискание, необходимо направить в оргкомитет пакет материалов. Положение, форму заявки и новости можно найти на официальном сайте премии.

Читать далее

Trending

©2019 – 2021 МГЦАО
©2021 ИА Московское информационное бюро, (св-во о регистрации ИА №ФС77-80638 выдано 23.03.2021 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР)).
Отдельные публикации могут содержать информацию, не предназначенную для пользователей до 16 лет.