Мы в социальных сетях

Культура

Культурные традиции России на Делегатской, д. 3

Мы побывали во Всероссийском музее декоративного искусства

Опубликовано:

,

Существует множество определений слова «культура». Одним из них с нами поделился руководитель Всероссийского музея декоративного искусства Лина Николаевна Глушкова. «Культура – это просвещение, образование и почитание». Каждое новое поколение должно возвращаться к своей истории, к тому, что было создано предками. Таким образом развивается не только историческая память, но и вкус, необходимый для создания чего-то нового. «Возвращение к истокам обязательно, потому что нет будущего, если ты не знаешь своего прошлого», — утверждает Лина Николаевна.

Всероссийский музей декоративного искусства был создан в 1981 году по адресу улица Делегатская, дом 3, и стал центром, представляющим национальную русскую культуру, народные промыслы. Важную роль в жизни музея сыграл Дмитрий Сергеевич Лихачев. В советское время народной культуре и промыслам придавали большое значение и поддерживали художников разными способами. «Появилась премия Репина, которую давали в том числе и мастерам, разрабатывающим эскизы павловских платков, и мастерам гжели, профессиональным художникам – их награждали так же, как и живописцев».

Кризис культурной сферы 90-х годов музей благополучно пережил благодаря детям. С детским садом Большого театра было заключено соглашение о создании специальной программы для самых маленьких посетителей. «Естественно, для ребенка важно взять в руки, ощутить, поиграть, пожить вместе с этим предметом», — рассказывает Лина Николаевна. Поэтому теперь в музее есть возможность не только увидеть, но и потрогать предметы, которые отдавали люди из всех уголков страны.

Тогда же Линой Глушковой была написана программа «Русский дом», которая вывела музей на новый уровень общения с посетителями. Мастер-классы, которые потом стали появляться во многих музеях, здесь уже входили в обязательную программу. Подобный подход создает особый диалог между экскурсоводом и посетителем. «Народ очень активно откликнулся на созданную программу, и к нам стали приходить школьники и люди постарше. Для последних в настоящее время мы придумали что-то вроде квестов, где посетителям задаются различные вопросы, с помощью которых они обращают внимание и оценивают то, что мы пытаемся до них донести». Лина Николаевна уверена, что культурное образование важно начинать с детства, потому «что маленькие дети ближе к славянской и христианской культуре, у них лучше получается мыслить образами». Такой вывод был сделан, когда малыши отвечали на вопрос о том, что обозначает изображенный на прялках круг или его часть. Дети сразу говорили: «Солнце, заходящее солнце», а старшее поколение порой и вовсе не находило ответа. В современном мире немногие понимают, как важно знать свою историю, создаваемую веками.

«Мы собираем коллекцию предметов и деталей, элементов архитектуры и бытовых предметов, начиная от народного, то есть крестьянского, искусства, самых начальных этапов развития. Собирая коллекцию, мы пытались отобрать наиболее характерные предметы», – делится с нами Лина Николаевна. В коллекции представлены вещи периода XIV – XIX веков. Можно посетить залы, в которых коллекция связана с классическим пониманием декоративно-прикладного искусства, – это и интерьерные предметы, мебель, ювелирные украшения, стекло, фарфор. Лина Глушкова замечает, что сейчас мы с гордостью можем говорить не только о русском балете и опере, но и о русском фарфоре, стекле и, конечно же, русских художественных лаках. Последними интересуются по всему миру и специально приезжают в музей, чтобы увидеть подлинники. Кроме этого, в коллекции содержится множество предметов современного искусства, в число которых входит как мебель, так и элементы одежды. Изначально коллекция создавалась на основе вторичных экспонатов других музеев – Исторического, Царицыно, Кусково. Впоследствии с музеем стали сотрудничать фондовики, искусствоведы и коллекционеры, пополнявшие залы своими находками. Художники, приезжающие на выставки со своими работами, тоже дарят музею лучшие из них.

По решению Д.С. Лихачева и Раисы Максимовны Горбачевой, которая также активно помогала музею, в фонд была передана коллекция княгини Шабельской – собрание русских костюмов и предметов народного искусства. «Это, конечно, потрясающей красоты вещи, уникальные, лучшие из лучших, – рассказывает Лина Николаевна, – и не только традиционные народные: это и европейское кружево, и византийское, и древнерусские способы украшения плетения кружев из тончайшего метала, золотые нити». В музее хранится и коллекция агитационного фарфора Леонида Осиповича Утесова. Помогали музею Андрей и Мария Мироновы, собирающие фарфор: часть их коллекции находится в собрании музея.

Акцент в музее делается именно на красоте. «Мы говорим о красоте – отсюда и название: декоративно-прикладное». Важно все: как была украшена вещь, какими способами и с помощью каких материалов, какие использовались техники. «Вот традиционная русская прялка. Ведь их было много — самые простые неукрашенные прялки, рабочие, а в музее у нас прекраснейшая коллекция: расписные северодвинские прялки – целый куст удивительной красоты и гармонии», – рассказывает Лина Николаевна. Отличается своей искусностью и резьба по металлу: необходимые в быту дверной замок и сундук могут стать целыми картинами. Порой сложно поверить, что мастеру удалось создать тончайший орнамент, используя металл.

С 3 июля в музее можно увидеть экспозицию «Русский стиль. От истории к модерну». Она рассказывает о проблемах становления и развития русского стиля в декоративно-прикладном искусстве в период с 30-х годов XIX века до начала XX века. В экспозицию входят произведения из дерева, металла, стекла, керамики, предметы интерьера, костюмы, игрушки и многое другое. «У нас появилась возможность проводить экскурсию для 2-3 человек, – говорит Лина Глушкова, – Получается индивидуальный рассказ по самой интересной нашей сегодняшней экспозиции, диалог со зрителем, вместе мы приходим к каким-то выводам. Экскурсоводы часто грешат: «Это удивительно! Это шедевр!» А мы уже вместе приходим к тому, почему это удивительно и почему это шедевр. И действительно меняется сознание, и люди приходят и ценят».

3 июля также открылась удивительная выставка «Тайны реставрации. Янтарная комната и другие проекты», которая приехала в музей из Царского Села. На выставке можно узнать о секретах работы царскосельских реставраторов над историческими проектами, увидеть их современные творческие работы. А 16 июля в Центре моды и дизайна открылась выставка «Абрау-Дюрсо. 150 лет на светлой стороне истории», повествующая об истории бренда. Выставка начинается еще во дворе музейного комплекса, где выстроен сферический павильон, в котором в формате 360° на купольном экране перед посетителями оживают ярчайшие страницы истории «Абрау-Дюрсо». Основная часть выставки расположена во флигеле музея, где представлены бокалы, декоративные элементы, редкие этикетки, архивные документы. «Царское Село должно было привезти мундиры времен Александра II, Александра III, но из-за пандемии не получилось», – с сожалением говорит Лина Николаевна.

Есть в музее и мастер-классы. Летом даже самые маленькие гости музея могут посетить интерактивную программу «Птица радость», в рамках которой они погрузятся в мир русских сказок и былин, где птица является образом солнца и самой жизни, а также смогут сами расписать деревянную свистульку. Другая программа, «В гостях у матрешки», знакомит посетителей с историей самой знаменитой русской игрушки, а также дает возможность самим расписать матрешку.

Кроме того, взрослым посетителям музей предлагает побывать на архитектурной экскурсии «Дом Остермана». Здание музея является одним из немногих сохранившихся в Москве зданий, построенных в эпоху классицизма, и один из квестов посвящен призраку дома Остермана. «Потому что у каждой уважающей себя усадьбы 18 века должен быть свой призрак. У нас есть своя история, мы ее с удовольствием всем рассказываем», – объясняет Лина Николаевна.

Всероссийский музей декоративного искусства сегодня – это актуальное пространство, в котором опыт и традиции декоративного искусства служат отправной точкой для коммуникации и творчества. Предметы декоративно-прикладного и народного искусства из разных регионов России, которые на протяжении 5 веков способствовали формированию национальной идентичности, ждут своих посетителей

Маргарита Постнова,

Екатерина Волковицкая,

специально для МГЦАО

Фото М. Постнова

Фото М. Постнова

Фото М. Постнова

  • Фото предоставлено Музеем декоративно-прикладного и народного искусства

  • Фото предоставлено Музеем декоративно-прикладного и народного искусства

Культура

Княжна по прозвищу «Гауди»: знаменитую на Западе Нину Рассен приняли в Союз Художников России

Опубликовано:

,

Нину Рассен, художницу-самородка и основательницу художественного стиля «многомерная бионика», официально приняли в Союз художников России. Теперь урожденная Княжна Рассен, вместе с именитыми академиками и профессорами, внесена в «Единый реестр профессиональных художников Российской империи, СССР, русского зарубежья, Российской Федерации и республик бывшего Советского Союза» (XVIII–XXI вв.)


Нина Рассен
– русская художница с индивидуальным неповторимым почерком. Картины Нины написаны в новаторском стиле «многомерная бионика». Коллеги же по Союзу художников возлагают на Нину большую надежду по сохранению имиджа «Русской школы» на Западе, ведь там русскую Нину Рассен (Nina Rassen) профессионалы арт-рынка, называют не иначе как «реинкарнацией Гауди» — именно галерея «Гауди»(Мадрид, Испания) одна из старейших галлерей Европы, представила несколько лет назад нашу Нину широкой публике на международной выставке Art3F (Париж, Франция).

Теперь, после долгих комиссий и оценок, Нина Рассен официальный профессиональный художник и в России.

Принцесса по крови (урожденная Княжна), является также официальным представителем князя Ростислава Романова, потомка императорской династии Романовых. Нина организовала и спродюсировала множество мероприятий для поддержки творческих людей, которые ищут вдохновения в разных ролях: художников, дизайнеров, певцов, писателей, людей разных творческих профессий и разного социального положения, от бездомных до потомков царской семьи, и хочет активно продолжать начатое:

Я не оставила идею о создании всемирного фонда помощи талантливым людям и о создании Международного продюсерского центра мы объявили на одном из благотворительных мероприятий, вместе с нашими амбассадорами: Князем Ростиславом Романовым, Ольгой Погодиной, Никасом Сафроновым, Юрием Розумом, Игорем Цверко, Геннадием Горбачевым, Игорем Гуляевым и другие известные талантливые люди, которые поддержали проекты «Реальный Я» и «Русское сообщение» («Rassian MSG»).  Мы будем помогать молодым  (не значит возраст -молодой или ребенок), именно начинающим свой творческий путь,  а начало пути творческого человека может случиться в любом возрасте. Например, ко мне вдохновение пришло совершенно неожиданно, и я стала художницей сначала для самой себя, что не входило в мои планы. Еще я помогала другим поверить в себя и свой талант. Также я решила, что часть всех средств от продажи всего, что связанно с моим творчеством, пойдет именно в созданный фонд, что даст мне возможность помочь большому количеству людей, чтобы через искусство и вдохновение они обрели свое  истинное Я».

Читать далее

Культура

«Венеция Вивальди» музыка старинной Европы в усадьбе Васильчиковых

Опубликовано:

,

22 декабря вечером гости услышат удивительную и великолепную музыку эпохи Антонио Вивальди, которая стала триумфальной для старинной Европы, что особенно заметно по его знаменитым инструментальным концертам, в которых можно найти и услышать, как нескончаемый вихрь праздников, балов и карнавалов становился все сильнее и мощнее, увлекая в своем кружении – Италию, в след за которой спешило наступить время новой эпохи.

На концерте прозвучит музыка Антонио Вивальди, Джузеппе Тартини, Иоганна Пахельбеля.

Перед зрителями выступит ансамбль старинной камерной музыки «Русское Барокко»

В составе ансамбля лауреаты Всероссийских и международных конкурсов: Даниил Федорков (гусли звончатые), Дмитрий Загорский (гусли звончатые), Сергей Рычков (гитара), Александр Шескин (виолончель), Марина Белая (клавесин).

Название коллектива выбрано неслучайно, поскольку состав ансамбля крайне необычен и даже уникален: гусли, гитара, клавесин и виолончель. Задача коллектива – исполнение произведений эпохи барокко и классицизма.

В основном, это различные переложения старинных шедевров, композиторов XVII – XVIII веков.

С одной стороны, в составе ансамбля звучат колоритнейшие русские народные инструменты — Гусли звончатые, с другой – традиционные участники европейского музицирования «basso continuo», то есть инструменты, создающие гармонический фон в старинном оркестре или ансамбле.

Казалось бы, не соединяемые символы, чужеродные сферы… И, тем не менее, удивительным образом совпадающие по своему звучанию. В основе этого взаимодействия лежит щипковый принцип звукоизвлечения.

Единственное исключение – это виолончель, струнный смычковый инструмент, который исторически неразрывно связан со звучанием клавесина, а также музыкой великих итальянцев, которые входят в программу.

Также слиянию столь далёких тембров способствуют особенности обертонового звукоряда, уникальность строения именно данных инструментов – в целом, дает вполне понятные предпосылки, ибо в любой культуре и эпохе присутствуют подобные инструментальные «голоса».

Подробнее об исполнителях на сайте.

Билеты по ссылке.

Большая Никитская 46/17, стр. 1

Читать далее

Культура

Фотовыставка в метро «Вкусная Москва»

Опубликовано:

,

Фотоэкспозиция «Вкусная Москва» открылась 6 декабря в переходе столичного метро между станциями «Выставочная» и «Деловой центр». До 20 декабря пассажиры могут поближе познакомиться с работой московских производителей пищевых продуктов.

История пищевой промышленности Москвы началась еще до революции. Некоторые предприятия, открывшиеся в эпоху промышленного переворота 19 века, работают и сегодня. Среди них – кондитерский комбинат «Добрынинский», кондитерский концерн «Бабаевский», Мелькомбинат в Сокольниках и многие другие.

«Свыше 200 московских высокотехнологичных фабрик и заводов выпускают хлебобулочную, молочную, мясную, рыбную продукцию, которая поставляется по всей стране. Например, за 10 месяцев текущего года мясоперерабатывающие предприятия изготовили свыше 250 тысяч тонн колбас, кондитеры произвели 170,7 тысячи тонн продукции, а пекари выпустили 375 тысяч тонн хлеба и хлебобулочных изделий», – рассказал Владислав Овчинский.

В частности, «Останкинский завод бараночных изделий», чьи сушки можно купить во всех регионах страны, производит свыше 300 тысяч штук мучных изделий в день.

Столичный мясоперерабатывающий завод «Царицыно» ежедневно выпускает около 300 тонн колбасы – это чуть больше 200 российских внедорожников «Нива».

В городском НИИ Хлебопекарной промышленности помимо обычного хлеба производят изделия для космонавтов. Более 60 лет с конвейеров сходят мини-буханки весом 4,5 грамма и со сроком годности целых 15 месяцев.

На выставке жители и гости столицы также узнают о необычной продукции предприятий: так, свежие овощи и салаты в Агрохолдинге «Московский» производят при помощи специальных насекомых, которых также выращивают в лаборатории предприятия. Эти насекомые борются с вредителями – энтомофагами.

Увидеть, как производят хлеб и другие продукты питания, можно вживую во время экскурсий на предприятия в рамках проекта «Открой#Моспром». Туры также проводятся и на другие предприятия города: от косметической до автомобилестроительной отрасли.

Еще больше интересных фактов представлено на фотовыставке в столичном метрополитене.

Читать далее

Trending

©2019 – 2023 МГЦАО
©2021 – 2023 ИА Московское информационное бюро, (св-во о регистрации ИА №ФС77-80638 выдано 23.03.2021 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР)).
Отдельные публикации могут содержать информацию, не предназначенную для пользователей до 16 лет.