Мы в социальных сетях

Интервью

Александр МИХАЙЛОВ

Пресня — это особое место…

Опубликовано:

,

Photo: пресс-служба управы Пресненского района

Редакция МГЦАО в настоящее время готовит интервью с Александром Валентиновичем Михайловым, главой управы Пресненского района, о деятельности управы и о воспитании ответственного собственника.

«Пресня — большой район, сложный, но интересный»

 

Интервью

Дмитрий Томилин: У нас получилось интегрировать IT-технологии в координаты русской актерской школы

В Институте театрального искусства им. Народного артиста СССР И.Д. Кобзона создали первую в России программу онлайн-обучения актеров

Опубликовано:

,

Споры о работе ВУЗов во время пандемии горячо идут и по сей день. Угроза второй волны и повторного тотального закрытия учебных заведений на карантин выглядит настолько реальной, что вызывает повсеместную панику, особенно на факультетах, где всегда обучали только оффлайн, таких как актерские.

Как можно справиться с учебной программой в самых экстремальных условиях, рассказал МГЦАО ректор Института театрального искусства им. Народного артиста СССР И.Д. Кобзона, доверенное лицо президента и почетный работник культуры г. Москвы Дмитрий Томилин.

Д.В. Томилин.
Фото ©ИТИ им. И.Д. Кобзона

— Дмитрий Валентинович, во время вынужденной самоизоляции ИТИ был единственным из театральных ВУЗов, которые не прервал занятия и оперативно ввел новый модуль обучения. В чем уникальность актерской «дистанционки»?

— Мы не стали спорить с теми театральными деятелями, которые направили письмо министру культуры о том, что актерскому мастерству нельзя обучать онлайн. Мы сделали ставку на самих себя, и можем с уверенностью заявить о положительном научном опыте, который приобрели в стенах ИТИ им. Народного артиста СССР И.Д. Кобзона. Мы решили не уходить на длинные карантинные каникулы, как это сделали остальные ВУЗы, а остались работать и осваивать новый эксперимент.

На подготовку и введение инновационной программы обучения было отведено две недели. За это время мы организовали центр онлайн-обучения, закупили необходимую технику, программное обеспечение, гаджеты, собрали всю электронную информацию о студентах и способах связи с ними, обучили пользованию ZOOM. За две подготовительные недели наши преподаватели доработали уникальный блок-модуль теоретических и практических занятий, и начали работать со студентами. Пандемия ускорила процесс введения новой для нашей страны техники обучения. Мы единственный ВУЗ в России, который смог перестроить систему преподавания актерского мастерства под современный формат, совместив общемировые технологические тенденции и театральные традиции: в координаты русской актерской школы мы встроили возможности современных технологий.

Сцена из спектакля.
Фото ©ИТИ им. И.Д. Кобзона

Все наши мастера – выпускники разных школ, но, несмотря на то, что все стараются работать в рамках системы Станиславского, у каждого есть «стилистические» особенности преподавания и восприятия. За рекордно короткий срок мы пришли к единому мнению относительно онлайн-платформы и способов преподавания мастерства.

Через три месяца занятий со студентами был проведен «срез знаний», то есть помимо оценки за экзамен, мы определяли процент усвоения материала. Оказалось, что с нашим инновационным модулем студенты овладевают знаниями эффективнее на 30%.

Эксперимент получился неординарным еще и потому, потому что впервые на экзаменах присутствовали кафедры в полных составах: актеры-выпускники сдавали экзамены восьми народным и десяти заслуженным артистам.

Уникальность нововведения состоит в том, что мы смогли ввести модуль обучения по актерскому мастерству онлайн. Актерское мастерство — это комплексная профессия, где необходимо много практиковаться, и где в привычной модели обучения артист не соприкасается с теорией. У нас же экзамен делится на практическую и теоретическую часть, чтобы студент понимал, что есть профессия, ведь актер – это не кривляние и лицедейство. Сегодня это очень важно понимать, ведь когда кривая культурного уровня интенсивно идет на минус. Актер должен знать, как построить логику поведения живого человека, должен быть готов к своей профессии, должен передать культурную нагрузку. Поэтому важно выпускать умных актеров, вопреки общественным клише.

Хореографический класс.
Фото ©ИТИ им. И.Д. Кобзона

— Какие знания и практики даются студентам онлайн, что удалось перенести в сеть?

Три месяца мы изучали теорию. Посвящали время литературе, теоретическим дисциплинам, истории искусств. Когда период самоизоляции в три месяца закончился, все силы мы бросили на практические занятия. И так как теория продолжалась ежедневно, то знания не растеклись. Они комплексно, компактно и интенсивно отложились. То есть все знания, которые студенты обязаны пройти по Госстандарту, мы освоили за три месяца, а затем начали два модуля активной практики: танцы, вокал, мастерство речи, акробатика, фехтование.

Подобный стиль обучения начинает походить на стиль бродвейских актерских школ. Но у них нет теории, там только практический интенсив.

Сегодня ВУЗы имеют возможность корректировать свои программы исходя из собственных задач. Мы же планируем собрать ученый совет, где будем внедрять нашу уникальную модульную систему обучения.

Выпускники института с Народным артистом РФ, режиссёром Р.Г. Виктюком.
Фото ©ИТИ им. И.Д. Кобзона

— С какой самой большой сложностью вы столкнулись в период запуска модуля?

— С нежеланием мастеров преподавать онлайн. Есть предубеждение, что актерское мастерство можно дать только очно. Конечно, это природа театра: театр – это способ общения актера со зрителем. Тоже самое и здесь: учитель должен видеть глубину глаз ученика, понимать, что происходит внутри. Но наш опыт помог сдвинуть методику преподавания, и все заслуженные педагоги теперь выступают за внедрение интенсивной теории в практические занятия.

Эксперимент ИТИ показал, что для актерских вузов опыт внедрения онлайн может быть успешным и  полезным.

До конца текущего года Институт им. Народного артиста СССР И.Д. Кобзона планирует собрать ученый совет и полноправно внедрить уникальную методику преподавания, где современные технологии встроены в систему координат легендарной русской актерской школы.

Читать далее

Lifestyle

«Всё началось с памятника подводной лодке в Антибе»

Вышел в свет приключенческий роман Василия Зубакина «Жестяной пожарный»

Опубликовано:

,

Мы встретились с Василием Александровичем в уютном кафе в центре Москвы, рядом с которым символично находится и библиотека.

Будучи заведующим кафедрой возобновляемых источников энергии (ВИЭ) Российского государственного университета нефти и газа им. Губкина, а также высокопоставленным сотрудником одной из нефтедобывающих компаний России, Василий доходчиво разъясняет нам ситуацию с возобновляемыми источниками энергии, «зелёной сделкой» Евросоюза и её последствиями для российской нефте- и газодобывающей отрасли, рассказывает о трудностях внедрения инноваций в «нефтянке» и добыче сланцевых нефти и газа.

Слушать про это от Василия можно бесконечно, и всё-таки… почему вдруг Эммануэль Д’Астье, почему Франция и почему «Жестяной пожарный»?

«Так получилось, что много лет подряд я отдыхал в Антибе и ходил на пляж мимо одного памятника, особо не обращая не него внимания. Потом однажды посмотрел в Интернете название той подводной лодки, которой установлен памятник. И оказалось, что это британская подводная лодка, которая причаливала в этом месте для поддержки французского Сопротивления. И с удивлением узнал, что эта лодка в 1944 году стала советской подводной лодкой», рассказывает автор.

Тот самый памятник в Антибе. Фото предоставлено В. Зубакиным

«Когда в 1943 году капитулировала Италия, Сталин, Черчилль и Рузвельт договорились о том, что они поделят итальянский флот. Но потом решили отказаться от этой идеи, поскольку Италия стала союзником в войне с немцами и отбирать корабли у союзника вроде как неправильно. Возможно, просто побоялись, что гордые итальянские моряки всё равно ничего не отдадут: или затопят или взорвут.

Советскому Союзу Британия и США выплатили компенсацию: один линкор, один крейсер, восемь эсминцев  и четыре  подводные лодки постройки 1936-41 гг. (одной из которых и установлен памятник).

Далее, когда экипаж уже принял подводную лодку, обучился обслуживать новое оружие и агрегаты, за 3 дня до отплытия капитан лодки капитан-лейтенант Панов пытался покончить жизнь самоубийством (нанеся 3 удара кортиком в область сердца). При этом капитанов для этих четырёх  утвердил лично Сталин, и это были лучшие из лучших представители Северного, Балтийского, Черноморского флотов.  Трое были Героями Советского Союза, у Алексея Панова был орден Ленина».

Возник вопрос – что могло случиться, чтобы человек, отобранный таким образом, сделал подобное. В процессе поиска документов выяснилось, что после попытки самоубийства Алексей Панов вернулся в строй, служил дальше, получал награды, поздно ушёл на пенсию, а его «предсмертная» записка засекречена до сих пор.

«Углубляясь дальше, я понял, что «Unbroken» – это одна из самых известных в мире подводных лодок: её судьбу обсуждали Сталин, Черчилль, Рузвельт, она причастна к британским спецслужбам, к французскому Сопротивлению, а потом стала советской и была связана с различными уникальными событиями. Роман задумывался именно про эту подлодку», говорит Василий.

Василий Зубакин (справа) с отреставрированной эмблемой подводной лодки Unbroken

Постепенно интерес к невзрачному обелиску превратился в создание приключенческого романа о жизни одного из известнейших людей Франции  бароне д’Астье, самого знаменитого пассажира этой подводной лодки.

Эммануэль д”Астье де ла Вижери — аристократ из высшего парижского света, поэт-декадент, наркоман, ловелас, флотский  офицер, журналист и писатель, герой-подпольщик, один из руководителей Французского Сопротивления, а потом – участник глобальной борьбы за мир и даже лауреат международной Ленинской премии.

Работа над «Жестяным пожарным» длилась более двух лет. Василию потребовалось основательно изучить архивы и фонды музеев, обратиться к первоисточникам, побывать во многих уголках Франции, пройти обучение у известных российских литераторов (Creative Writing School Дмитрия Быкова и курс «Docufiction» Николая Кононова), а также собрать факты и свидетельства об описываемых в книге событиях от увлечённых людей из разных стран.

После определения с форматом повествования и перипетий с издательствами знакомый привёл его во «Время» Бориса Пастернака. Василий рассказывает, что ему очень повезло с редактором, Натальей Рагозиной, редактировавшей все книги лауреата Нобелевской премии Светланы Алексеевич, последние книги и собрание сочинений Солженицына и прекрасно ориентирующейся в исторических событиях.

Выход «Жестяного пожарного» задержала ситуация с коронавирусом, поскольку ни одно издательство не будет печатать книги без возможности дальнейшей их реализации. Зато появилось время ещё раз отредактировать книгу.

 «В процессе написания книги образовалась настоящая социальная сеть из неравнодушных людей», улыбается Василий.

Внучатый племянник героя книги Жоффруа д’Астье де ла Вижери (Франция), литератор Дмитрий Быков, теоретик моды Александр Васильев, знаток  искусства русской эмиграции Рене Герра (Франция), писательница Екатерина Глаголева, журналист и писатель Николай Кононов,  журналист Александр Перов, директор музея Жана Мулена Томас Рабино (Франция), графиня Александра Шувалофф (Франция) – список причастных к написанию книги мог бы занять целую страницу.

Графиня А.Шувалова в своей парижской квартире с картиной московского особняка Шуваловых. Картина была специально написана для неё в подарок. Фото В. Зубакина

Повествование ведётся от первого лица, от имени самого барона Рауля Эммануэля д’Астье де ла Вижери. Читая книгу, не перестаешь удивляться, как могут быть тесно переплетены судьбы людей и стран. Действие происходит не только во Франции, но и в Испании, Великобритании, России, а известные имена – Поль Элюар, Илья Эренбург, Жозеф Кессель, Юрий Анненков – открываются по-новому.

Иллюстрация Ю. Анненкова к книге Эммануэля д’Астье «Визит американки»

Иллюстрация Ю. Анненкова к книге Эммануэля д’Астье «Визит американки»

Предыдущее столетие оставило огромное количество загадок, в том числе и в мировой военной истории.

«Я «раскопал» много интересного материала благодаря сети людей, с которыми я общаюсь. Есть масса гипотез, которые надо проверять. У меня есть парадоксальная гипотеза по поводу того, кто предал Жана Мулена (политик, лидер французского Сопротивления – ред.). Думаю, что это жена врача, у которого была явочная квартира, а не Рене Харди, которого после войны 2 раза судили во Франции как предателя. Объяснение на поверхности – ты жена доктора, у тебя в квартире постоянно какие-то непонятные сборы и ты понимаешь, что рано или поздно всех арестуют. Она всё рассказала при условии, что доктора не тронут; доктора потом отпустили, впоследствии он стал мэром города», делится автор.

Очень живым языком, с тонким юмором и самоиронией книга рассказывает о детстве барона д’Астье, его взрослении, дружбе, отношениях с женщинами, любви к своей второй жене Любови Красиной, избавлении от 20-летней опиумной зависимости, становлении как борца за свободу Франции и политического деятеля.

А чтобы ещё лучше понять Эммануэля д’Астье, можно послушать написанную им в 1943 г. песню «Партизан» в исполнении Леонарда Коэна (Leonard Kohen. The Partisan) и балладу Джоан Баэз «Баронесса Люба» о семье Эммануэля (Joan Baez. Luba The Baroness).

Читать далее

Trending

© 2019 - 2020 Муниципальная газета ЦАО.
Сетевое издание МГЦАО находится в стадии регистрации в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Учредитель: Автономная некоммерческая организация Московское Информационное Бюро (АНО МОСИНФОРМБЮРО).