Мы в социальных сетях

Культура

Культурные традиции России на Делегатской, д. 3

Мы побывали во Всероссийском музее декоративного искусства

Опубликовано:

,

Существует множество определений слова «культура». Одним из них с нами поделился руководитель Всероссийского музея декоративного искусства Лина Николаевна Глушкова. «Культура – это просвещение, образование и почитание». Каждое новое поколение должно возвращаться к своей истории, к тому, что было создано предками. Таким образом развивается не только историческая память, но и вкус, необходимый для создания чего-то нового. «Возвращение к истокам обязательно, потому что нет будущего, если ты не знаешь своего прошлого», — утверждает Лина Николаевна.

Всероссийский музей декоративного искусства был создан в 1981 году по адресу улица Делегатская, дом 3, и стал центром, представляющим национальную русскую культуру, народные промыслы. Важную роль в жизни музея сыграл Дмитрий Сергеевич Лихачев. В советское время народной культуре и промыслам придавали большое значение и поддерживали художников разными способами. «Появилась премия Репина, которую давали в том числе и мастерам, разрабатывающим эскизы павловских платков, и мастерам гжели, профессиональным художникам – их награждали так же, как и живописцев».

Кризис культурной сферы 90-х годов музей благополучно пережил благодаря детям. С детским садом Большого театра было заключено соглашение о создании специальной программы для самых маленьких посетителей. «Естественно, для ребенка важно взять в руки, ощутить, поиграть, пожить вместе с этим предметом», — рассказывает Лина Николаевна. Поэтому теперь в музее есть возможность не только увидеть, но и потрогать предметы, которые отдавали люди из всех уголков страны.

Тогда же Линой Глушковой была написана программа «Русский дом», которая вывела музей на новый уровень общения с посетителями. Мастер-классы, которые потом стали появляться во многих музеях, здесь уже входили в обязательную программу. Подобный подход создает особый диалог между экскурсоводом и посетителем. «Народ очень активно откликнулся на созданную программу, и к нам стали приходить школьники и люди постарше. Для последних в настоящее время мы придумали что-то вроде квестов, где посетителям задаются различные вопросы, с помощью которых они обращают внимание и оценивают то, что мы пытаемся до них донести». Лина Николаевна уверена, что культурное образование важно начинать с детства, потому «что маленькие дети ближе к славянской и христианской культуре, у них лучше получается мыслить образами». Такой вывод был сделан, когда малыши отвечали на вопрос о том, что обозначает изображенный на прялках круг или его часть. Дети сразу говорили: «Солнце, заходящее солнце», а старшее поколение порой и вовсе не находило ответа. В современном мире немногие понимают, как важно знать свою историю, создаваемую веками.

«Мы собираем коллекцию предметов и деталей, элементов архитектуры и бытовых предметов, начиная от народного, то есть крестьянского, искусства, самых начальных этапов развития. Собирая коллекцию, мы пытались отобрать наиболее характерные предметы», – делится с нами Лина Николаевна. В коллекции представлены вещи периода XIV – XIX веков. Можно посетить залы, в которых коллекция связана с классическим пониманием декоративно-прикладного искусства, – это и интерьерные предметы, мебель, ювелирные украшения, стекло, фарфор. Лина Глушкова замечает, что сейчас мы с гордостью можем говорить не только о русском балете и опере, но и о русском фарфоре, стекле и, конечно же, русских художественных лаках. Последними интересуются по всему миру и специально приезжают в музей, чтобы увидеть подлинники. Кроме этого, в коллекции содержится множество предметов современного искусства, в число которых входит как мебель, так и элементы одежды. Изначально коллекция создавалась на основе вторичных экспонатов других музеев – Исторического, Царицыно, Кусково. Впоследствии с музеем стали сотрудничать фондовики, искусствоведы и коллекционеры, пополнявшие залы своими находками. Художники, приезжающие на выставки со своими работами, тоже дарят музею лучшие из них.

По решению Д.С. Лихачева и Раисы Максимовны Горбачевой, которая также активно помогала музею, в фонд была передана коллекция княгини Шабельской – собрание русских костюмов и предметов народного искусства. «Это, конечно, потрясающей красоты вещи, уникальные, лучшие из лучших, – рассказывает Лина Николаевна, – и не только традиционные народные: это и европейское кружево, и византийское, и древнерусские способы украшения плетения кружев из тончайшего метала, золотые нити». В музее хранится и коллекция агитационного фарфора Леонида Осиповича Утесова. Помогали музею Андрей и Мария Мироновы, собирающие фарфор: часть их коллекции находится в собрании музея.

Акцент в музее делается именно на красоте. «Мы говорим о красоте – отсюда и название: декоративно-прикладное». Важно все: как была украшена вещь, какими способами и с помощью каких материалов, какие использовались техники. «Вот традиционная русская прялка. Ведь их было много — самые простые неукрашенные прялки, рабочие, а в музее у нас прекраснейшая коллекция: расписные северодвинские прялки – целый куст удивительной красоты и гармонии», – рассказывает Лина Николаевна. Отличается своей искусностью и резьба по металлу: необходимые в быту дверной замок и сундук могут стать целыми картинами. Порой сложно поверить, что мастеру удалось создать тончайший орнамент, используя металл.

С 3 июля в музее можно увидеть экспозицию «Русский стиль. От истории к модерну». Она рассказывает о проблемах становления и развития русского стиля в декоративно-прикладном искусстве в период с 30-х годов XIX века до начала XX века. В экспозицию входят произведения из дерева, металла, стекла, керамики, предметы интерьера, костюмы, игрушки и многое другое. «У нас появилась возможность проводить экскурсию для 2-3 человек, – говорит Лина Глушкова, – Получается индивидуальный рассказ по самой интересной нашей сегодняшней экспозиции, диалог со зрителем, вместе мы приходим к каким-то выводам. Экскурсоводы часто грешат: «Это удивительно! Это шедевр!» А мы уже вместе приходим к тому, почему это удивительно и почему это шедевр. И действительно меняется сознание, и люди приходят и ценят».

3 июля также открылась удивительная выставка «Тайны реставрации. Янтарная комната и другие проекты», которая приехала в музей из Царского Села. На выставке можно узнать о секретах работы царскосельских реставраторов над историческими проектами, увидеть их современные творческие работы. А 16 июля в Центре моды и дизайна открылась выставка «Абрау-Дюрсо. 150 лет на светлой стороне истории», повествующая об истории бренда. Выставка начинается еще во дворе музейного комплекса, где выстроен сферический павильон, в котором в формате 360° на купольном экране перед посетителями оживают ярчайшие страницы истории «Абрау-Дюрсо». Основная часть выставки расположена во флигеле музея, где представлены бокалы, декоративные элементы, редкие этикетки, архивные документы. «Царское Село должно было привезти мундиры времен Александра II, Александра III, но из-за пандемии не получилось», – с сожалением говорит Лина Николаевна.

Есть в музее и мастер-классы. Летом даже самые маленькие гости музея могут посетить интерактивную программу «Птица радость», в рамках которой они погрузятся в мир русских сказок и былин, где птица является образом солнца и самой жизни, а также смогут сами расписать деревянную свистульку. Другая программа, «В гостях у матрешки», знакомит посетителей с историей самой знаменитой русской игрушки, а также дает возможность самим расписать матрешку.

Кроме того, взрослым посетителям музей предлагает побывать на архитектурной экскурсии «Дом Остермана». Здание музея является одним из немногих сохранившихся в Москве зданий, построенных в эпоху классицизма, и один из квестов посвящен призраку дома Остермана. «Потому что у каждой уважающей себя усадьбы 18 века должен быть свой призрак. У нас есть своя история, мы ее с удовольствием всем рассказываем», – объясняет Лина Николаевна.

Всероссийский музей декоративного искусства сегодня – это актуальное пространство, в котором опыт и традиции декоративного искусства служат отправной точкой для коммуникации и творчества. Предметы декоративно-прикладного и народного искусства из разных регионов России, которые на протяжении 5 веков способствовали формированию национальной идентичности, ждут своих посетителей

Маргарита Постнова,

Екатерина Волковицкая,

специально для МГЦАО

Фото М. Постнова

Фото М. Постнова

Фото М. Постнова

  • Фото предоставлено Музеем декоративно-прикладного и народного искусства

  • Фото предоставлено Музеем декоративно-прикладного и народного искусства

Культура

В Москве завершил работу IV Международный фестиваль театральных школ стран БРИКС

Финальный спектакль участники сыграли одновременно на 7 сценах и на 7 языках.

Опубликовано:

,

Фестиваль, организованный Институтом Театрального Искусства при поддержке Фонда президентских грантов РФ и МИД РФ, и ставший традиционной объединяющей площадкой для театральных школ стран БРИКС, прошел в Москве с 12 по 23 ноября. В этом году мероприятие проходило сразу в двух форматах, очном и заочном — на такой эксперимент организаторы решились из-за пандемии и многочисленных ограничений. Таким образом,  IT-технологии позволили объединить «живые оффлайн действия на сцене и онлайн на экране в единое театральное действие с трансляцией на весь мир».

Директор фестиваля театральных школ БРИКС Дмитрий Томилин. © Николай Галкин/ТАСС

Фестиваль включал в себя международную образовательную программу по актерскому мастерству, ряд мастер-классов и конференций от профессионалов из России и стран БРИКС, и уникальную интернациональную постановку по пьесе Б. Брехта «Мамаша Кураж и ее дети», которая демонстрировалась оффлайн одновременно в семи странах, на семи сценах и семи оригинальных языках, а зрители со всего мира наблюдали спектакль в эфире, где на экран выводилась каждая страна-участник с частью постановки на родном языке.

В этом году ежегодное событие прошло под эгидой борьбы с насилием и военной агрессией, в честь Года памяти и славы, объявленного Президентом Владимиром Путиным. В фестивале приняли участие представители Бразилии, России, Индии, Китая, ЮАР, и специальных гостей — Беларуси и Армении.

Международный фестиваль театральных школ стран БРИКС проводится с 2017 года и представляет собой площадку по межкультурному обмену ведущих театральных ВУЗов стран БРИКС+. Фестиваль организован Институтом Театрального Искусства имени Народного артиста СССР И.Д. Кобзона.

Читать далее

Культура

АНОНС. Выставка «Герой-локомотив» пройдёт в Галерее классической фотографии

Наш паровоз вперёд летит! С 15 ноября 2020 по 31 января 2021 года в Галерее классической фотографии пройдёт выставка работ индустриального фотографа Артёма Василькова «Герой-локомотив».

Опубликовано:

,

Открытие экспозиции приурочено к изданию книги «Герои-паровозы» и представляют собой один проект. «Таким образом, обе составляющих проекта создают реалистичную картину единения мощи металла и физической силы в сочетании с твёрдостью характера человека, которая отражает суть понятия «локомотив»»,  говорится в сообщении Галереи.

Цель проекта – передать образ железнодорожной индустрии, в основе которой неразрывная связь паровоза и человека. С одной стороны, выставка включает изображения уникальных локомотивов, которые представляют большой интерес не только с точки зрения их исторической ценности, но и в не меньшей степени в эстетическом плане – как захватывающие воображение сочетания причудливых фактур и ритмов.

Фото предоставлено Галереей классической фотографии

С другой стороны, неотъемлемой частью проекта являются портреты неизвестных героев железнодорожной индустрии, чей самоотверженный труд и энтузиазм позволяют поддерживать бесперебойное функционирование железных дорог, без которых немыслима повседневная жизнь современного общества.

Об авторе: Артём Васильков уже более десяти лет занимается историко-художественным исследованием «стального века». Его знакомство с миром действующих паровозов началось в 2016 году в депо «Подмосковная» Московской железной дороги и депо «Московская Сортировочная» в Санкт-Петербурге.

Благодаря содействию коллектива ООО «ЖД Ретро-Сервис» и паровозных бригад ОАО «РЖД» за три года был снят обширный фотографический материал. Процесс съёмок не был бы полным без глубокого изучения устройства паровозов, приёмов их вождения, прикосновения к секретам мастерства уникальных специалистов, восстанавливающих и приводящих в действие могучие старинные механизмы. Благодаря им, практически все локомотивы и их узлы, представленные в рамках проекта, являются рабочими, то есть  исправно функционируют и по сей день.

Фото предоставлено Галереей классической фотографии

В отечественном искусстве тема роли промышленных объектов активно развивалась с 1920-х годов, когда свои шедевры создавали будущие классики советского конструктивизма Л. Лисицкий, А. Родченко, Б. Игнатович и другие.

«Проект Артёма Василькова восстанавливает несправедливое отсутствие внимания, как к паровозному искусству, так и к суровой эстетике стальной механики. Блестяще выполненные фотографии, сделанные полуформатными и форматными камерами, раскрывают красоту и скрытую мощь огромных механизмов.

Работы Артёма Василькова – это суровая мужская фотография, которая создаёт самое ценное в искусстве – настроение и отношение к созерцаемому. Надеюсь, что после просмотра этого альбома в каждой голове останется долгий эстетический след, который покажет мир паровозов в совершенно новом свете», – комментирует учёный-эволюционист, фотограф Сергей Савельев.

Подробнее на сайте Галереи http://classicgallery.ru/

Читать далее

Lifestyle

Этикет и искусство

Сегодня с нашим арт-экспертом Татьяной Шубиной мы поговорим о правилах хорошего тона на языке живописи.

Опубликовано:

,

Предлагаю вам свод правил этикета с иллюстрациями. На примере картин мы оживим в памяти знания о том, как же должен вести себя воспитанный человек.

Итак,

Правило №1.
Дурным тоном за столом считается предложение поделиться персиком, яблоком или каким-нибудь другим фруктом.

Девочка с персиками. 1887 г. Художник Валентин Серов.

Правило №2.
Не кладите смартфон на стол в общественных местах. И тем более не «сидите» в нем во время беседы. Так, вы демонстрируете пренебрежение окружающим.
Раньше у дам вместо смартфонов было вязание, но принцип тот же.

За чайным столом. 1888 г. Художник Константин Коровин.

Правило №3.
Следует быть умеренным в еде. Еду накладывайте небольшими порциями, сколько сможете съесть. Здесь не лишним ещё про блюдце и прихлёбывания упомянуть.

Купчиха за чаем. 1918 г. Художник Борис Кустодиев.

Правило №4.
Неприлично обсуждать отсутствующих, «перемывать косточки», желать добра из лучших побуждений и т.д. Боритесь с собой и спасайтесь фразой «иногда лучше жевать, чем говорить».

Чай на террасе. Художник Фредерик Сулакруа.

Правило №5.
Моветон говорить во всеуслышание, что вы сидите на диете. То же самое с алкоголем. То, что вы в «завязке» ваша слишком интимная проблема.

Чашка чая. 1879 г. Художник Мэри Кэссетт.

Правило №6.
Боже какое платье! Сколько стоит?
Деньги — ❌табу в светской беседе. Ответьте – это подарок, и переведите разговор на другую тему.

Портрет мадам де Помпадур. 1756 г. Художник Франсуа Буше.

Правило №7.
Не начинайте есть до тех пор, пока все за столом не будут обслужены или ходите в ресторан в одиночестве.

Пища (Бананы). 1891 г. Художник Поль Гоген.

Правило №8.
Не набивайте полный рот, ешьте маленькими кусочками, особенно когда вы хотите к кому-то обратиться.

Завтрак аристократа. 1848 г. Художник павел Федотов.

Правило №9.
Обувь всегда должна быть чистой. Точка. Далее не обсуждается.

Пара старых ботинок. 1888 г. Художник Винсент Ван Гог.

Правило №10.
Зонт у мужчины должен быть чёрного цвета. Мужчина может взять женский зонт в свою руку, только если требуется его немного подержать или укрыть спутницу во время дождя.

Дождливый день в Батиньольском квартале. 1877 г. Художник Гюстав Кайботт.

Читать далее

Trending