Мы в социальных сетях

Культура

Культурные традиции России на Делегатской, д. 3

Мы побывали во Всероссийском музее декоративного искусства

Опубликовано:

,

Существует множество определений слова «культура». Одним из них с нами поделился руководитель Всероссийского музея декоративного искусства Лина Николаевна Глушкова. «Культура – это просвещение, образование и почитание». Каждое новое поколение должно возвращаться к своей истории, к тому, что было создано предками. Таким образом развивается не только историческая память, но и вкус, необходимый для создания чего-то нового. «Возвращение к истокам обязательно, потому что нет будущего, если ты не знаешь своего прошлого», — утверждает Лина Николаевна.

Всероссийский музей декоративного искусства был создан в 1981 году по адресу улица Делегатская, дом 3, и стал центром, представляющим национальную русскую культуру, народные промыслы. Важную роль в жизни музея сыграл Дмитрий Сергеевич Лихачев. В советское время народной культуре и промыслам придавали большое значение и поддерживали художников разными способами. «Появилась премия Репина, которую давали в том числе и мастерам, разрабатывающим эскизы павловских платков, и мастерам гжели, профессиональным художникам – их награждали так же, как и живописцев».

Кризис культурной сферы 90-х годов музей благополучно пережил благодаря детям. С детским садом Большого театра было заключено соглашение о создании специальной программы для самых маленьких посетителей. «Естественно, для ребенка важно взять в руки, ощутить, поиграть, пожить вместе с этим предметом», — рассказывает Лина Николаевна. Поэтому теперь в музее есть возможность не только увидеть, но и потрогать предметы, которые отдавали люди из всех уголков страны.

Тогда же Линой Глушковой была написана программа «Русский дом», которая вывела музей на новый уровень общения с посетителями. Мастер-классы, которые потом стали появляться во многих музеях, здесь уже входили в обязательную программу. Подобный подход создает особый диалог между экскурсоводом и посетителем. «Народ очень активно откликнулся на созданную программу, и к нам стали приходить школьники и люди постарше. Для последних в настоящее время мы придумали что-то вроде квестов, где посетителям задаются различные вопросы, с помощью которых они обращают внимание и оценивают то, что мы пытаемся до них донести». Лина Николаевна уверена, что культурное образование важно начинать с детства, потому «что маленькие дети ближе к славянской и христианской культуре, у них лучше получается мыслить образами». Такой вывод был сделан, когда малыши отвечали на вопрос о том, что обозначает изображенный на прялках круг или его часть. Дети сразу говорили: «Солнце, заходящее солнце», а старшее поколение порой и вовсе не находило ответа. В современном мире немногие понимают, как важно знать свою историю, создаваемую веками.

«Мы собираем коллекцию предметов и деталей, элементов архитектуры и бытовых предметов, начиная от народного, то есть крестьянского, искусства, самых начальных этапов развития. Собирая коллекцию, мы пытались отобрать наиболее характерные предметы», – делится с нами Лина Николаевна. В коллекции представлены вещи периода XIV – XIX веков. Можно посетить залы, в которых коллекция связана с классическим пониманием декоративно-прикладного искусства, – это и интерьерные предметы, мебель, ювелирные украшения, стекло, фарфор. Лина Глушкова замечает, что сейчас мы с гордостью можем говорить не только о русском балете и опере, но и о русском фарфоре, стекле и, конечно же, русских художественных лаках. Последними интересуются по всему миру и специально приезжают в музей, чтобы увидеть подлинники. Кроме этого, в коллекции содержится множество предметов современного искусства, в число которых входит как мебель, так и элементы одежды. Изначально коллекция создавалась на основе вторичных экспонатов других музеев – Исторического, Царицыно, Кусково. Впоследствии с музеем стали сотрудничать фондовики, искусствоведы и коллекционеры, пополнявшие залы своими находками. Художники, приезжающие на выставки со своими работами, тоже дарят музею лучшие из них.

По решению Д.С. Лихачева и Раисы Максимовны Горбачевой, которая также активно помогала музею, в фонд была передана коллекция княгини Шабельской – собрание русских костюмов и предметов народного искусства. «Это, конечно, потрясающей красоты вещи, уникальные, лучшие из лучших, – рассказывает Лина Николаевна, – и не только традиционные народные: это и европейское кружево, и византийское, и древнерусские способы украшения плетения кружев из тончайшего метала, золотые нити». В музее хранится и коллекция агитационного фарфора Леонида Осиповича Утесова. Помогали музею Андрей и Мария Мироновы, собирающие фарфор: часть их коллекции находится в собрании музея.

Акцент в музее делается именно на красоте. «Мы говорим о красоте – отсюда и название: декоративно-прикладное». Важно все: как была украшена вещь, какими способами и с помощью каких материалов, какие использовались техники. «Вот традиционная русская прялка. Ведь их было много — самые простые неукрашенные прялки, рабочие, а в музее у нас прекраснейшая коллекция: расписные северодвинские прялки – целый куст удивительной красоты и гармонии», – рассказывает Лина Николаевна. Отличается своей искусностью и резьба по металлу: необходимые в быту дверной замок и сундук могут стать целыми картинами. Порой сложно поверить, что мастеру удалось создать тончайший орнамент, используя металл.

С 3 июля в музее можно увидеть экспозицию «Русский стиль. От истории к модерну». Она рассказывает о проблемах становления и развития русского стиля в декоративно-прикладном искусстве в период с 30-х годов XIX века до начала XX века. В экспозицию входят произведения из дерева, металла, стекла, керамики, предметы интерьера, костюмы, игрушки и многое другое. «У нас появилась возможность проводить экскурсию для 2-3 человек, – говорит Лина Глушкова, – Получается индивидуальный рассказ по самой интересной нашей сегодняшней экспозиции, диалог со зрителем, вместе мы приходим к каким-то выводам. Экскурсоводы часто грешат: «Это удивительно! Это шедевр!» А мы уже вместе приходим к тому, почему это удивительно и почему это шедевр. И действительно меняется сознание, и люди приходят и ценят».

3 июля также открылась удивительная выставка «Тайны реставрации. Янтарная комната и другие проекты», которая приехала в музей из Царского Села. На выставке можно узнать о секретах работы царскосельских реставраторов над историческими проектами, увидеть их современные творческие работы. А 16 июля в Центре моды и дизайна открылась выставка «Абрау-Дюрсо. 150 лет на светлой стороне истории», повествующая об истории бренда. Выставка начинается еще во дворе музейного комплекса, где выстроен сферический павильон, в котором в формате 360° на купольном экране перед посетителями оживают ярчайшие страницы истории «Абрау-Дюрсо». Основная часть выставки расположена во флигеле музея, где представлены бокалы, декоративные элементы, редкие этикетки, архивные документы. «Царское Село должно было привезти мундиры времен Александра II, Александра III, но из-за пандемии не получилось», – с сожалением говорит Лина Николаевна.

Есть в музее и мастер-классы. Летом даже самые маленькие гости музея могут посетить интерактивную программу «Птица радость», в рамках которой они погрузятся в мир русских сказок и былин, где птица является образом солнца и самой жизни, а также смогут сами расписать деревянную свистульку. Другая программа, «В гостях у матрешки», знакомит посетителей с историей самой знаменитой русской игрушки, а также дает возможность самим расписать матрешку.

Кроме того, взрослым посетителям музей предлагает побывать на архитектурной экскурсии «Дом Остермана». Здание музея является одним из немногих сохранившихся в Москве зданий, построенных в эпоху классицизма, и один из квестов посвящен призраку дома Остермана. «Потому что у каждой уважающей себя усадьбы 18 века должен быть свой призрак. У нас есть своя история, мы ее с удовольствием всем рассказываем», – объясняет Лина Николаевна.

Всероссийский музей декоративного искусства сегодня – это актуальное пространство, в котором опыт и традиции декоративного искусства служат отправной точкой для коммуникации и творчества. Предметы декоративно-прикладного и народного искусства из разных регионов России, которые на протяжении 5 веков способствовали формированию национальной идентичности, ждут своих посетителей

Маргарита Постнова,

Екатерина Волковицкая,

специально для МГЦАО

Фото М. Постнова

Фото М. Постнова

Фото М. Постнова

  • Фото предоставлено Музеем декоративно-прикладного и народного искусства

  • Фото предоставлено Музеем декоративно-прикладного и народного искусства

Замоскворечье

Место, где живёт театр

Алексей Александрович Бахрушин, известный общественный деятель и меценат, основал Театральный музей 29 октября 1894 года.

Опубликовано:

,

Бахрушины были одной из самых обеспеченных московских купеческих семей наряду с Морозовыми, Щукиными и Третьяковыми. Участок земли, на котором впоследствии появился музей, был подарен Алексею Александровичу Бахрушину его отцом в честь свадьбы. Изначально уже подразумевалось, что его часть будет отведена под музей, для чего был построен цокольный этаж. Однако со временем коллекция разрослась настолько, что в конечном итоге заняла большую часть дома. Супруга Бахрушина, Вера Васильевна Носова, жаловалась, что для жилья осталось всего полторы комнаты.

Интерьер дома-музея. Фото (с) М. Постнова


Дом построен в эклектическом стиле, что выделяет его на фоне окружающих зданий. При входе гости сразу попадают на зимнюю веранду, где когда-то играл камерный оркестр на знаменитых «Бахрушинских субботах». Потом оказываются в Граненой гостиной, которая являлась местом сбора всей знатной Москвы. Вслед за гостиной посетителям открывается удивительная готическая прихожая с витражами, из которой можно пройти в кабинет Алексея Александровича и комнаты, переоборудованные в выставочные залы.

Интерьер дома-музея. Фото (с) М. Постнова

Свою коллекцию Алексей Александрович начал собирать случайно: поводом стал возникший между Бахрушиным и его товарищем спор о том, кто соберет большую театральную коллекцию. Уже на следующий день Алексей Александрович приобрел первые экспонаты. Ими стала серия театральных портретов людей в театральных костюмах. Затем выяснилось, что это крепостные артисты графа Шереметева, владевшего одним из самых известных крепостных театров в России. На сегодняшний день музейный фонд насчитывает более полутора миллионов экспонатов. Это эскизы костюмов и декораций, фотографии и портреты, сценические костюмы великих актёров, программы и афиши спектаклей, предметы декоративно-прикладного искусства, редкие издания по театральному искусству и многое другое.
Помимо традиционных способов пополнить коллекцию, у Алексея Александровича были и достаточно оригинальные. Например, если к Бахрушиным приходил какой-нибудь известный артист, то Алексей Александрович специально делал витрину, посвященную этому артисту, и убирал все уникальные вещи, если они имелись.

Коллекционер говорил: «К сожалению, это все, что есть, связанное с вами».

После этого гость обязательно делился предметами своей коллекции. Также в качестве экспонатов Бахрушин собирал балетки и пуанты балерин, обязательно ношеные. Таково было условие коллекционера. На примере собранных в музее балетных туфелек разных годов можно проследить, как менялся танец в целом.

Те самые пуанты. Фото (с) М. Постнова


25 сентября в музее открылась выставка «Алексей Бахрушин. Взгляд в будущее», приуроченная к 155-летию создателя первого в России Театрального музея. Экспозицию открывает генеалогическое древо Бахрушиных, а первый раздел выставки посвящен близкому окружению Алексея Александровича – здесь и фотогалерея людей, бывавших в доме Бахрушиных и оставивших свои автографы, и исторические и современные фото объектов, построенных Бахрушиными, вошедшими в историю своей благотворительностью. В мемориальном разделе можно увидеть личные вещи Бахрушина, фото из семейного архива.

Фото (с) М. Постнова


Будучи неутомимым исследователем театра, Алексей Александрович сохранил уникальные архивы и исторические документы: на выставке можно увидеть дневники Матильды Кшесинской, прима-балерины Мариинского театра, Заслуженной артистки Императорских театров. Представлена и коллекция живописи и графики, которую собирал Бахрушин – можно увидеть работы Поленова, Шишкина, Коровина, Врубеля и других. Экспозиция открывает для посетителей удивительный мир русского театра, знакомит с великими актерами, художниками, драматургами, композиторами, а собранная Бахрушиным огромная коллекция (в фондах музея – более полутора миллионов экспонатов) стала настоящей энциклопедией русского театра XIX века, «золотой эпохи» в его истории.

Фото (с) М. Постнова

Кроме того, с 4 по 27 сентября в музее прошел первый уличный фестиваль театрального искусства «Все в сад!», который станет ежегодным. Это событие также приурочили к 155-летию Алексея Александровича. Таким образом музей хочет возродить традицию театральных вечеров. В рамках фестиваля состоялись театральные постановки, встречи с режиссерами и актерами, лекции, творческие мастер-классы.

Музей ждет своих посетителей и на других выставках – например, до 9 января 2021 года в филиале музея, в мемориальном музее «Творческая мастерская театрального художника Д.Л. Боровского» открыта выставка «Давид Боровский – Владимир Высоцкий», рассказывающая о трех спектаклях на «Таганке» – «Владимир Высоцкий», спектакле-посвящении великому актеру, автору и исполнителю песен, «Преступление и наказание» и легендарном спектакле «Гамлет». В мемориальной мастерской – макеты декораций, рисунки и эскизы к постановкам, фотопортреты Высоцкого. До 25 октября в Главном здании музея и выставочном зале «Каретный сарай» открыта выставка «Власть сада», посвященная 160-летию со дня рождения А.П. Чехова. Эта экспозиция – рассказ о картине русской жизни в пьесах «Чайка», «Три сестры», «Вишневый сад» и «Дядя Ваня». Здесь можно увидеть не только эскизы, макеты, афиши и костюмы, но и галерею фотопортретов актеров. Главная идея выставки – бессмертие вишневого сада и самой пьесы.
Музей ждет своих посетителей ежедневно, кроме понедельника. Подробнее о выставках музея, часах работы и билетах: www.gctm.ru.

Маргарита Постнова, Екатерина Волковицкая специально для МГЦАО

Читать далее

Культура

Спектакль не окончен

После снятия ограничений столичные театры и их посетители активно открывают театральный сезон

Опубликовано:

,

Пост-карантинная тенденция  такова, что несмотря на открытие кинотеатров люди молодого и среднего возраста всё чаще предпочитают online-кинотеатры обычным походам в кино, люди постарше пока тоже не очень спешат в кинотеатры – отвыкли за время пандемии, к тому же строже соблюдают меры безопасности. С театральными спектаклями дело обстоит иначе.  Театру в online-формате тесно, ведь это «живое» искусство, и зрители идут в театр прежде всего за особой атмосферой. Конечно, многие премьеры пришлось перенести на несколько месяцев вперед, но сейчас осенний театральный сезон уже в самом разгаре.

Афиша «Три товарища», фото со страницы театра «Современник»

Московский театр «Современник» открыл осенний сезон спектаклями «Три товарища» по роману Ремарка, «Три сестры» по пьесе А.П.Чехова, «Пигмалион» по пьесе Бернарда Шоу в постановке Галины Волчек. На октябрь запланирована и гордость «Современника» – пронзительный спектакль «Враги. История одной любви» режиссера Евгения Арье. 1 и 2 октября состоится премьера последнего текста «Собрание сочинений» Евгения Гришковца в постановке художественного руководителя театра Виктора Рыжакова. К работе с драматургией Гришковца театр обращается впервые, а сама пьеса не только еще не игралась в других театрах, но и не публиковалась. Кроме того, после сентябрьского аншлага спектакль «Загадочное ночное убийство собаки» по ставшему национальным бестселлером в Великобритании роману Марка Хэддона, в октябре пройдет еще два раза. Успейте посетить и спектакль «Соловьев и Ларионов» по роману Евгения Водолазкина–  вместе с автором и режиссером поразмышлять о том, что есть время, в следующем месяце можно еще дважды. Подробнее о постановках октября: https://sovremennik.ru/show-bill/?month=10&year=2020

Московский художественный театр имени А.П. Чехова 29 сентября представляет премьеру «Чайки» – новой трагикомедии о поколениях, в которой лаконичное оформление сочетается со взрывными чувствами героев. Режиссер Оскарас Коршуновас, один из самых известных и влиятельных режиссеров современности, в год 160-летия Чехова ставит классику, извлекая из нее новые смыслы. 29 сентября в театре уже аншлаг, но билеты на октябрь еще можно приобрести. Кроме того, в октябре в театре можно будет увидеть «Женитьбу» по пьесе Гоголя, сочинение Константина Богомолова «Идеальный муж» по произведениям Оскара Уайльда, которое сам режиссер описывает как «эпическое театральное произведение, которое говорит с сегодняшним зрителем о современном пространстве», премьеру «Ювенильного моря» по роману Андрея Платонова.

Фото (с) Екатерина Цветкова

8 октября в театре ставят пятичасовой спектакль «Карамазовы» на тему знаменитого романа Ф.М.Достоевского. Как театр начинается с вешалки, так и интрига постановки Константина Богомолова начинается с афиши: среди действующих лиц указаны Механические Менты, Бодигарды при инвалидке, Калинка-малинка, Бабасынапотерявшая, Правый глаз, Левый глаз и многие другие. Подробнее об октябрьских спектаклях МХТ им. А.П.Чехова: https://mxat.ru/timetable/10-2020/

Ленком. Использовано фото Яндекс.Картинки

В театре «Ленком» 4 октября состоится премьера спектакля «Под одной крышей», поставленного по одноименной пьесе Людмилы Разумовской. Режиссером спектакля стал ученик Марка Захарова Роман Самгин. Основной конфликт пьесы завязан на вечной проблеме взаимоотношения отцов и детей. Бабушка, мама и дочка живут вместе, однако совершенно не слышат и не понимают друг друга. Из-за вечных ссор мамы и бабушки девушка не может рассказать им о своей беременности. В ролях: Татьяна Кравченко, Олеся Железняк, Варвара Лаптева и Степан Косыгин. Также на сцене можно увидеть легендарный спектакль «Ленкома» «Юнона и Авось», «Вишневый сад» А.П. Чехова и «Женитьбу» Н.В. Гоголя, поставленные самим Марком Захаровым. https://mosteatr.com/pod-odnoy-kryshey/

В рамках проекта «Наше все…» в театре Наций 2 октября пройдет премьера моноспектакля «Циолковский». «Наше все…» изначально определялся как «чтецкий концерт», посвященный русским классикам и их произведениям. Народный Артист России Авангард Леонтьев не просто читает русскую литературу, а помогает зрителю прочувствовать каждое слово и понять его скрытый смысл. Моноспектакль о Константине Эдуардовиче Циолковском был вдохновлен 20 страницами неопубликованных воспоминаний дочери Константина Эдуардовича Любови Константиновны. Зрители узнают, как жил сам великий изобретатель и что выпадало на долю его семьи, ведь жить с гением порой непросто. Моноспектакль будет сопровождать динамичный видеоряд, а в роли дочери Циолковского предстанет актриса Анастасия Егорова. https://theatreofnations.ru/performances/nashe-vse-tsiolkovskiy-1

Актёры Сергей Колесников и Виктор Логинов во время антракта.                         Фото (с) М. Постнова

В Театриуме на Серпуховке под руководством Терезы Дуровой на прошлой неделе уже состоялась премьера нового спектакля Антона Непомнящего «Трое в океане». Из-за пандемии она была перенесена на 2 месяца, а репетиции проходили в онлайн формате. Однако Антон Юрьевич с позитивом говорит о сложившейся ситуации: «Лучше успели подготовиться!». В актерский состав вошли Анна Невская, Екатерина Директоренко, Виктор Логинов, заслуженный артист РФ Сергей Колесников, Дмитрий Миллер, Леонид Громов. Идея спектакля заключается в том, что у каждого человека свои ценности, и нам часто бывает трудно понять проблемы другого. Бедный рыбак-капитан Эндрю пытается заработать деньги, чтобы прокормить двоих детей, и попадает в общество людей совершенно иного круга, которых волнуют вопросы: «Почему мы плывем на яхте, а не летим на самолете?» или «Где мой чемодан с купальниками?». Кроме этого, в спектакле можно услышать как отсылки к современным мемам, так и цитаты из классики. Серьезная философская проблема преподнесена в виде комедии, что позволяет осмыслить ее с юмором. https://teatrium.ru/theater/antrepriza/troe-v-okeane/

Маргарита Постнова, Екатерина Волковицкая специально для МГЦАО

Читать далее

Культура

Лучшие российские поэты и писатели получили по заслугам

Национальные литературные премии были вручены в Концертном зале Правительства Москвы на Новом Арбате

Опубликовано:

,

В выходные 19 и 20 сентября 2020 года в Большом конференц-зале Правительства Москвы были вручены национальные литературные премии «Поэт года» и «Писатель года». Премии учреждены  Российским союзом писателей и вручаются с 2012 года. Обычно церемония вручения этих премий проходит в марте и приурочена ко Всемирному дню поэзии, однако в этом году из-за карантина была перенесена.

Номинации конкурса: «Поэт года», «Писатель года», «Дебют», «Лирика», «Песни», «Фантастика», «Истории», «Юмор» и «Детская литература». В 2020 году впервые состоялось вручение Гран-при «Поэт года» и «Писатель года». Обладателем Гран-при «Поэт года» стал поэт и прозаик Бахыт Кенжеев, один из учредителей поэтической группы «Московское время». Известная писательница Татьяна Толстая была отмечена Гран-при «Писатель года». Гран-при представляет собой грант от Российского союза писателей в размере 200 тысяч рублей.

Фото (с) МГЦАО

Татьяна Никитична Толстая, обладатель Гран-При «Писатель года». Фото (с) МГЦАО

Конкурсный отбор осуществлялся экспертами редакционной комиссии премий на базе крупнейших российских литературных порталов Стихи.ру и Проза.ру, объединяющих на сегодняшний день более миллиона авторов.

В торжественной церемонии приняли участие члены Большого жюри, представители литературной общественности: поэты Игорь Волгин, Дмитрий Воденников, Владимир Вишневский, Константин Кедров, Мария Ватутина, Виктор Куллэ, поэт и актер Влад Маленко, президент «Гильдии книжников» Борис Семенович Есенькин, генеральный директор Российской государственной библиотеки Вадим Валерьевич Дуда, писатель Михаил Визель и другие. Прозвучали стихи лауреатов премий, также зрители окунулись в атмосферу шестидесятых годов во время литературно-музыкального концерта «Шестидесятники» со стихами Евгения Евтушенко, Беллы Ахмадулиной, Андрея Вознесенского и Роберта Рождественского.

Светлана Резник с наградой

Редакции особенно приятно отметить, что автор нашего издания Светлана Резник как номинант премии «Писатель года» за 2019 год в номинации «Детская литература» была награждена медалью, посвященной 130-летию Анны Ахматовой.

Читать далее

Trending

© 2019 - 2020 Муниципальная газета ЦАО.
Сетевое издание МГЦАО находится в стадии регистрации в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Учредитель: Автономная некоммерческая организация Московское Информационное Бюро (АНО МОСИНФОРМБЮРО).