Мы в социальных сетях

Культура

ХХ век в деталях быта

Опубликовано:

,

По адресу Большой Предтеченский переулок, дом 4 находится музей «Пресня», рассказывающий об истории страны и о быте её жителей, непрерывно меняющемся под воздействием революций и войн.

На территории музея два здания: современный музейно-экспозиционный комплекс и небольшой домик, в котором и начиналась история музея. Изначально этот дом был жилым, где в 1917 году в двух выделенных комнатах в марте размещалось первое легальное отделение Российской социал-демократической рабочей партии, а в октябре – в реввоенсовет Пресненского района, откуда руководили действиями рабочих-дружинников, штурмовавших Кремль. Впоследствии в этих комнатах и появился музей, первыми экскурсоводами в котором были большевики. В 1940 году музей перешёл под руководство Музея революции СССР, ныне Музея современной истории России. Уже в 1975 году было построено современное здание музея. Первоначально в нем разместились две основные экспозиции, посвящённые революции 1905 года, а потом и революции 1917 года. Пресня на протяжении всего 20 века была центром исторических событий – революций 1905 и 1917 годов, событий августа 1991 и октября 1993, а работники музея собирали будущие материалы и экспонаты музея: листовки, вещи, документы.

В 2000-х экспозиция музея была существенно переработана, и сейчас в музее открыта постоянная экспозиция «История российской повседневности. XX век», включающая 17 типологических реконструкций интерьеров – посетитель может увидеть комнату работницы текстильной фабрики, коммунальную квартиру 1920-1930 гг., квартиру в хрущёвке, пульт Центра управления полётами, кабинет высшего руководства СССР 1950-1960 гг. и многое другое. Для работников музея было важно сохранить мельчайшие детали, благодаря которым посетитель почувствует дух эпохи. Например, в комнате работницы текстильной фабрики можно увидеть маленький пузырёк для церковного масла – елея. Работница не всегда могла позволить себе услуги врача, поэтому в случае болезни могла надеяться только на елей и Бога. Такие маленькие, но очень важные детали можно найти в каждом интерьере. Где-то это – календарь, где-то – чайный сервиз. Каждую реконструкцию сопровождает музыка, чтобы посетители могли в полной мере понять эпоху, по-настоящему услышать её.

Реконструкция интерьера. Музей «Пресня».

Реконструкция интерьера. Музей «Пресня».

Реконструкция интерьера. Музей «Пресня».

Главным экспонатом музея считается необычайно детальная диорама, созданная художником Ефимом Дешалытом и являющаяся крупнейшей диорамой в Европе. Она изображает один эпизод из боев на Пресне в декабре 1905-го года. На первом плане повстанцы обстреливают наступающие колонны Преображенского полка, а на живописном втором плане раскинулась зимняя Москва, подсвеченная пламенем пожаров. Показ диорамы сопровождается звуковой дорожкой, а текст читает народный артист СССР Михаил Ульянов. Сопроводительный текст также записан на иностранных языках, особенной популярностью диорама пользуется у французских посетителей.

Кроме того, в музее открыты две выставки, посвящённые Великой Отечественной войне – «Вечно живые» и «Предприятия Пресни – фронту Победы». Первая рассказывает о краснопресненцах, ушедших на фронт, на ней представлены документы, фотографии и материалы из собрания Музея современной истории России. Выставка посвящена участникам 8-й Краснопресненской дивизии народного ополчения, которая почти сразу после формирования оказалась на пути стремительного немецкого наступления на Москву и почти полностью была уничтожена у села Ушаково. В основу сюжета выставки лёг сюжет книги Виктора Розова «Вечно живые», по которой впоследствии был снят широко известный фильм «Летят журавли». Вторая выставка, «Предприятия Пресни – фронту Победы», рассказывает о непростой жизни тыла. Здесь представлены плакаты времён Великой Отечественной войны, документы, фото материалы и образцы выпускаемой предприятиями Пресни продукции: например, к осени 1941-го года комбинат «Трёхгорная мануфактура», которая в мирное время выпускала ткани для народного потребления, во время войны выпускала ткань на военные нужды, Пресненский машиностроительный завод выпускал боеприпасы. Известный лозунг «Все для фронта, все для Победы!» стал определяющим в деятельности каждого предприятия, все во время войны работало для нужд армии.

Экспонаты музея «Пресня».

Экспонаты музея «Пресня». Не является пропагандой табакокурения.

В 20 веке появляется такое направление в исторической науке, как история повседневности, её задачей является исследование условий жизни, труда и быта, а также факторов, влияющих на формирование мировоззрения, социально-политических предпочтений обычных людей.

Реконструкция интерьера. Музей «Пресня».

Реконструкция интерьера. Музей «Пресня».

Реконструкция интерьера. Музей «Пресня».

Простой человек становится индикатором исторических событий, по отдельным деталям его быта можно составить целую картину эпохи. Именно такой нетривиальный подход к изучению истории используется в музее «Пресня». Его будет интересно посетить как взрослым, которые определённо узнают что-то новое, так и детям, ведь экспозиции музея составлялись с помощью подлинных предметов интерьера и быта. Музей открыт каждый день, кроме понедельника, и с нетерпением ждёт своих гостей. Обратите внимание, что вход в музей осуществляется только в маске и перчатках.

Культура

В Москве завершил работу IV Международный фестиваль театральных школ стран БРИКС

Финальный спектакль участники сыграли одновременно на 7 сценах и на 7 языках.

Опубликовано:

,

Фестиваль, организованный Институтом Театрального Искусства при поддержке Фонда президентских грантов РФ и МИД РФ, и ставший традиционной объединяющей площадкой для театральных школ стран БРИКС, прошел в Москве с 12 по 23 ноября. В этом году мероприятие проходило сразу в двух форматах, очном и заочном — на такой эксперимент организаторы решились из-за пандемии и многочисленных ограничений. Таким образом,  IT-технологии позволили объединить «живые оффлайн действия на сцене и онлайн на экране в единое театральное действие с трансляцией на весь мир».

Директор фестиваля театральных школ БРИКС Дмитрий Томилин. © Николай Галкин/ТАСС

Фестиваль включал в себя международную образовательную программу по актерскому мастерству, ряд мастер-классов и конференций от профессионалов из России и стран БРИКС, и уникальную интернациональную постановку по пьесе Б. Брехта «Мамаша Кураж и ее дети», которая демонстрировалась оффлайн одновременно в семи странах, на семи сценах и семи оригинальных языках, а зрители со всего мира наблюдали спектакль в эфире, где на экран выводилась каждая страна-участник с частью постановки на родном языке.

В этом году ежегодное событие прошло под эгидой борьбы с насилием и военной агрессией, в честь Года памяти и славы, объявленного Президентом Владимиром Путиным. В фестивале приняли участие представители Бразилии, России, Индии, Китая, ЮАР, и специальных гостей — Беларуси и Армении.

Международный фестиваль театральных школ стран БРИКС проводится с 2017 года и представляет собой площадку по межкультурному обмену ведущих театральных ВУЗов стран БРИКС+. Фестиваль организован Институтом Театрального Искусства имени Народного артиста СССР И.Д. Кобзона.

Читать далее

Культура

АНОНС. Выставка «Герой-локомотив» пройдёт в Галерее классической фотографии

Наш паровоз вперёд летит! С 15 ноября 2020 по 31 января 2021 года в Галерее классической фотографии пройдёт выставка работ индустриального фотографа Артёма Василькова «Герой-локомотив».

Опубликовано:

,

Открытие экспозиции приурочено к изданию книги «Герои-паровозы» и представляют собой один проект. «Таким образом, обе составляющих проекта создают реалистичную картину единения мощи металла и физической силы в сочетании с твёрдостью характера человека, которая отражает суть понятия «локомотив»»,  говорится в сообщении Галереи.

Цель проекта – передать образ железнодорожной индустрии, в основе которой неразрывная связь паровоза и человека. С одной стороны, выставка включает изображения уникальных локомотивов, которые представляют большой интерес не только с точки зрения их исторической ценности, но и в не меньшей степени в эстетическом плане – как захватывающие воображение сочетания причудливых фактур и ритмов.

Фото предоставлено Галереей классической фотографии

С другой стороны, неотъемлемой частью проекта являются портреты неизвестных героев железнодорожной индустрии, чей самоотверженный труд и энтузиазм позволяют поддерживать бесперебойное функционирование железных дорог, без которых немыслима повседневная жизнь современного общества.

Об авторе: Артём Васильков уже более десяти лет занимается историко-художественным исследованием «стального века». Его знакомство с миром действующих паровозов началось в 2016 году в депо «Подмосковная» Московской железной дороги и депо «Московская Сортировочная» в Санкт-Петербурге.

Благодаря содействию коллектива ООО «ЖД Ретро-Сервис» и паровозных бригад ОАО «РЖД» за три года был снят обширный фотографический материал. Процесс съёмок не был бы полным без глубокого изучения устройства паровозов, приёмов их вождения, прикосновения к секретам мастерства уникальных специалистов, восстанавливающих и приводящих в действие могучие старинные механизмы. Благодаря им, практически все локомотивы и их узлы, представленные в рамках проекта, являются рабочими, то есть  исправно функционируют и по сей день.

Фото предоставлено Галереей классической фотографии

В отечественном искусстве тема роли промышленных объектов активно развивалась с 1920-х годов, когда свои шедевры создавали будущие классики советского конструктивизма Л. Лисицкий, А. Родченко, Б. Игнатович и другие.

«Проект Артёма Василькова восстанавливает несправедливое отсутствие внимания, как к паровозному искусству, так и к суровой эстетике стальной механики. Блестяще выполненные фотографии, сделанные полуформатными и форматными камерами, раскрывают красоту и скрытую мощь огромных механизмов.

Работы Артёма Василькова – это суровая мужская фотография, которая создаёт самое ценное в искусстве – настроение и отношение к созерцаемому. Надеюсь, что после просмотра этого альбома в каждой голове останется долгий эстетический след, который покажет мир паровозов в совершенно новом свете», – комментирует учёный-эволюционист, фотограф Сергей Савельев.

Подробнее на сайте Галереи http://classicgallery.ru/

Читать далее

Lifestyle

Этикет и искусство

Сегодня с нашим арт-экспертом Татьяной Шубиной мы поговорим о правилах хорошего тона на языке живописи.

Опубликовано:

,

Предлагаю вам свод правил этикета с иллюстрациями. На примере картин мы оживим в памяти знания о том, как же должен вести себя воспитанный человек.

Итак,

Правило №1.
Дурным тоном за столом считается предложение поделиться персиком, яблоком или каким-нибудь другим фруктом.

Девочка с персиками. 1887 г. Художник Валентин Серов.

Правило №2.
Не кладите смартфон на стол в общественных местах. И тем более не «сидите» в нем во время беседы. Так, вы демонстрируете пренебрежение окружающим.
Раньше у дам вместо смартфонов было вязание, но принцип тот же.

За чайным столом. 1888 г. Художник Константин Коровин.

Правило №3.
Следует быть умеренным в еде. Еду накладывайте небольшими порциями, сколько сможете съесть. Здесь не лишним ещё про блюдце и прихлёбывания упомянуть.

Купчиха за чаем. 1918 г. Художник Борис Кустодиев.

Правило №4.
Неприлично обсуждать отсутствующих, «перемывать косточки», желать добра из лучших побуждений и т.д. Боритесь с собой и спасайтесь фразой «иногда лучше жевать, чем говорить».

Чай на террасе. Художник Фредерик Сулакруа.

Правило №5.
Моветон говорить во всеуслышание, что вы сидите на диете. То же самое с алкоголем. То, что вы в «завязке» ваша слишком интимная проблема.

Чашка чая. 1879 г. Художник Мэри Кэссетт.

Правило №6.
Боже какое платье! Сколько стоит?
Деньги — ❌табу в светской беседе. Ответьте – это подарок, и переведите разговор на другую тему.

Портрет мадам де Помпадур. 1756 г. Художник Франсуа Буше.

Правило №7.
Не начинайте есть до тех пор, пока все за столом не будут обслужены или ходите в ресторан в одиночестве.

Пища (Бананы). 1891 г. Художник Поль Гоген.

Правило №8.
Не набивайте полный рот, ешьте маленькими кусочками, особенно когда вы хотите к кому-то обратиться.

Завтрак аристократа. 1848 г. Художник павел Федотов.

Правило №9.
Обувь всегда должна быть чистой. Точка. Далее не обсуждается.

Пара старых ботинок. 1888 г. Художник Винсент Ван Гог.

Правило №10.
Зонт у мужчины должен быть чёрного цвета. Мужчина может взять женский зонт в свою руку, только если требуется его немного подержать или укрыть спутницу во время дождя.

Дождливый день в Батиньольском квартале. 1877 г. Художник Гюстав Кайботт.

Читать далее

Trending