Мы в социальных сетях

Культура

Музей Москвы: сокровищница московской истории

На протяжении многих столетий Москва росла и развивалась, сохраняя память о прошлых поколениях в виде памятников архитектуры, произведений искусства и предметов быта. Чтобы собрать всё это в одном месте, а потом рассказывать и показывать всем желающим, был создан Музей Москвы.

Опубликовано:

,

Его история берет свое начало в 1896 году и, как ни странно, в Нижнем Новгороде. В 1896 году в этом городе проводилась самая масштабная за всю историю страны XVI Всероссийская художественно-промышленная выставка со множеством тематических павильонов. Одним из них был павильон Московской городской думы, экспонаты которого впоследствии были перевезены обратно в Москву и размещены в помещении одной из двух городских водонапорных башен у Крестовской заставы. Таким образом был создан Музей Московского городского хозяйства, затем ставший Музеем истории города Москвы.

Памятная кружка в честь коронования Николая II, 1885г. Фото предоставлено Музеем Москвы.

За время своего существования музей несколько раз переезжал, в 1926 году переместившись в Сухареву башню, а после ее уничтожения расположившись в здании бывшей церкви Иоанна Богослова. В 2011 году музей и его фонды переехали на Зубовский бульвар, дом 2, в исторический комплекс Провиантских складов, где находятся и по сей день. На данный момент в состав Музейного объединения «Музей Москвы» входят Музей археологии Москвы, Музей истории «Лефортово» и Музейно-выставочный Центр В.А. Гиляровского.

Вид Москвы с Храма Христа Спасителя в 1867 г. Предоставлено Музеем Москвы.

Коллекция музея связана с городом и горожанами – среди экспонатов можно найти одежду и мебель москвичей конца 19 – начала 20 веков, фотографии тогдашней Москвы и планы ее реконструкции, в том числе сталинский план 1935 года по становлению Москвы образцом социалистического города. Также есть артефакты, найденные как во время специальных археологических раскопок, так и в процессе строительства метрополитена в 20 веке.

Музей обладает уникальным фондом негативов, фототипий, фотографий, фиксирующий с документальной точностью облик Москвы, будничную жизнь московских строек, реализацию генеральных планов реконструкции Москвы, производственную, культурную и бытовую сторону жизни москвичей с середины ХIХ века до наших дней. Где ещё можно взглянуть на Москву образца 1867 года со стороны Храма Христа Спасителя, увидеть строительство знаменитых гостиниц «Россия» или «Пекин», «побродить» по Арбату, Сретенке или Красной Пресне середины 70-х годов?

Рыбаки на Фрунзенской набережной. 1970-е гг. Фото предоставлено Музеем Москвы.

ул. Новый Арбат, конец 1960х гг. Фото предоставлено Музеем Москвы.

Примечательно, что именно в Московском Музее впервые появились специальные курсы экскурсоводов. Они послужили основой создания первого в Москве Городского экскурсионного бюро, которое на сегодняшний день проводит масштабную просветительскую деятельность и предлагает около 180 экскурсионных маршрутов.

Музей идет в ногу со временем и ежегодно проводит выставки современного искусства. На них можно увидеть работы современных фотографов и художников. С 17 июля по 23 августа была возможность посетить уникальную выставку фотографа Сергея Пономарева «Москва. Великая пустота». На фотографиях был запечатлен опустевший мегаполис во время пандемии, что, конечно же, станет историческим событием.

C 9 августа по 20 сентября в Музее Москвы проходит выставка-фестиваль программы «Каскад. Проект как метод», целью которой является вовлечение подростков в культурную жизнь города.

Проект «Каскад». Фото Музея Москвы.

Проект «Каскад». Фото Музея Москвы.

Посетители могут ознакомиться с инсталляциями, живописью, графикой и другими произведениями искусства, созданными подростками в возрасте от 12 до 18 лет. 180 детей на протяжении учебного года работали с известными художниками и кураторами на базе разных музеев Москвы. Итогом стала выставка «≈ всегда кроме когда нет». Каждый проект – результат осмысления собственного возраста, высказывание на тему личных границ и диалога поколений. Главная идея инсталляции – объект равно объект: все проекты расположены в случайном порядке, таким образом подчеркивается их равенство. Над проектами вместе с ребятами работали художники Антонина Баевер, Александр Образумов, Ганна Зубкова, а также Анна Титовец (куратор, медиахудожник), Ирина Петракова (современный художник), Максим Сергеев (композитор, саунд-дизайнер) и многие другие деятели культуры.

Набор участников 12-17 лет на следующий год уже открыт. Он осуществляется по направлениям «Скульптура и графика», «Digital Art», «Звуковая среда (Sound)», «Искусство действия (Performance)», «Инсталляция», «Делаем выставку», «Deaf Teens», «Art&Language» и «Мультимедийная журналистика». С помощью опытных кураторов участники «Каскада» могут реализовать художественные, продюсерские и исследовательские проекты на базе Музея Москвы. Официальный сайт программы – http://kaskadproject.com/.

Летом прошел второй фестиваль «Точка перемещения», посвященный проблеме вынужденной миграции и этнокультурному многообразию города, приуроченный к Всемирному дню беженца. Организаторами фестиваля в 2020 году стали Музей Москвы, Музей современного искусства «Гараж», Государственная Третьяковская галерея, просветительский проект «Школа языков соседей», Агентство ООН по делам беженцев (УВКБ ООН) и Интеграционный центр для детей беженцев и мигрантов «Такие же дети». В этом году фестиваль прошел онлайн, в формате диалогов о миграции с режиссерами, художниками и кураторами, работающими с темой миграции. Все видеозаписи лекций 2019 и 2020 гг. выложены на сайте фестиваля – https://pointofdisplacement.ru/videogal.

Музей ждет всех, кто интересуется историей и современной жизнью Москвы, с 11:00 до 21:00 ежедневно, кроме понедельника. Обратите внимание, что касса Музея закрывается на час раньше.

 Маргарита Постнова, Екатерина Волковицкая специально для МГЦАО

Культура

В Москве завершил работу IV Международный фестиваль театральных школ стран БРИКС

Финальный спектакль участники сыграли одновременно на 7 сценах и на 7 языках.

Опубликовано:

,

Фестиваль, организованный Институтом Театрального Искусства при поддержке Фонда президентских грантов РФ и МИД РФ, и ставший традиционной объединяющей площадкой для театральных школ стран БРИКС, прошел в Москве с 12 по 23 ноября. В этом году мероприятие проходило сразу в двух форматах, очном и заочном — на такой эксперимент организаторы решились из-за пандемии и многочисленных ограничений. Таким образом,  IT-технологии позволили объединить «живые оффлайн действия на сцене и онлайн на экране в единое театральное действие с трансляцией на весь мир».

Директор фестиваля театральных школ БРИКС Дмитрий Томилин. © Николай Галкин/ТАСС

Фестиваль включал в себя международную образовательную программу по актерскому мастерству, ряд мастер-классов и конференций от профессионалов из России и стран БРИКС, и уникальную интернациональную постановку по пьесе Б. Брехта «Мамаша Кураж и ее дети», которая демонстрировалась оффлайн одновременно в семи странах, на семи сценах и семи оригинальных языках, а зрители со всего мира наблюдали спектакль в эфире, где на экран выводилась каждая страна-участник с частью постановки на родном языке.

В этом году ежегодное событие прошло под эгидой борьбы с насилием и военной агрессией, в честь Года памяти и славы, объявленного Президентом Владимиром Путиным. В фестивале приняли участие представители Бразилии, России, Индии, Китая, ЮАР, и специальных гостей — Беларуси и Армении.

Международный фестиваль театральных школ стран БРИКС проводится с 2017 года и представляет собой площадку по межкультурному обмену ведущих театральных ВУЗов стран БРИКС+. Фестиваль организован Институтом Театрального Искусства имени Народного артиста СССР И.Д. Кобзона.

Читать далее

Культура

АНОНС. Выставка «Герой-локомотив» пройдёт в Галерее классической фотографии

Наш паровоз вперёд летит! С 15 ноября 2020 по 31 января 2021 года в Галерее классической фотографии пройдёт выставка работ индустриального фотографа Артёма Василькова «Герой-локомотив».

Опубликовано:

,

Открытие экспозиции приурочено к изданию книги «Герои-паровозы» и представляют собой один проект. «Таким образом, обе составляющих проекта создают реалистичную картину единения мощи металла и физической силы в сочетании с твёрдостью характера человека, которая отражает суть понятия «локомотив»»,  говорится в сообщении Галереи.

Цель проекта – передать образ железнодорожной индустрии, в основе которой неразрывная связь паровоза и человека. С одной стороны, выставка включает изображения уникальных локомотивов, которые представляют большой интерес не только с точки зрения их исторической ценности, но и в не меньшей степени в эстетическом плане – как захватывающие воображение сочетания причудливых фактур и ритмов.

Фото предоставлено Галереей классической фотографии

С другой стороны, неотъемлемой частью проекта являются портреты неизвестных героев железнодорожной индустрии, чей самоотверженный труд и энтузиазм позволяют поддерживать бесперебойное функционирование железных дорог, без которых немыслима повседневная жизнь современного общества.

Об авторе: Артём Васильков уже более десяти лет занимается историко-художественным исследованием «стального века». Его знакомство с миром действующих паровозов началось в 2016 году в депо «Подмосковная» Московской железной дороги и депо «Московская Сортировочная» в Санкт-Петербурге.

Благодаря содействию коллектива ООО «ЖД Ретро-Сервис» и паровозных бригад ОАО «РЖД» за три года был снят обширный фотографический материал. Процесс съёмок не был бы полным без глубокого изучения устройства паровозов, приёмов их вождения, прикосновения к секретам мастерства уникальных специалистов, восстанавливающих и приводящих в действие могучие старинные механизмы. Благодаря им, практически все локомотивы и их узлы, представленные в рамках проекта, являются рабочими, то есть  исправно функционируют и по сей день.

Фото предоставлено Галереей классической фотографии

В отечественном искусстве тема роли промышленных объектов активно развивалась с 1920-х годов, когда свои шедевры создавали будущие классики советского конструктивизма Л. Лисицкий, А. Родченко, Б. Игнатович и другие.

«Проект Артёма Василькова восстанавливает несправедливое отсутствие внимания, как к паровозному искусству, так и к суровой эстетике стальной механики. Блестяще выполненные фотографии, сделанные полуформатными и форматными камерами, раскрывают красоту и скрытую мощь огромных механизмов.

Работы Артёма Василькова – это суровая мужская фотография, которая создаёт самое ценное в искусстве – настроение и отношение к созерцаемому. Надеюсь, что после просмотра этого альбома в каждой голове останется долгий эстетический след, который покажет мир паровозов в совершенно новом свете», – комментирует учёный-эволюционист, фотограф Сергей Савельев.

Подробнее на сайте Галереи http://classicgallery.ru/

Читать далее

Lifestyle

Этикет и искусство

Сегодня с нашим арт-экспертом Татьяной Шубиной мы поговорим о правилах хорошего тона на языке живописи.

Опубликовано:

,

Предлагаю вам свод правил этикета с иллюстрациями. На примере картин мы оживим в памяти знания о том, как же должен вести себя воспитанный человек.

Итак,

Правило №1.
Дурным тоном за столом считается предложение поделиться персиком, яблоком или каким-нибудь другим фруктом.

Девочка с персиками. 1887 г. Художник Валентин Серов.

Правило №2.
Не кладите смартфон на стол в общественных местах. И тем более не «сидите» в нем во время беседы. Так, вы демонстрируете пренебрежение окружающим.
Раньше у дам вместо смартфонов было вязание, но принцип тот же.

За чайным столом. 1888 г. Художник Константин Коровин.

Правило №3.
Следует быть умеренным в еде. Еду накладывайте небольшими порциями, сколько сможете съесть. Здесь не лишним ещё про блюдце и прихлёбывания упомянуть.

Купчиха за чаем. 1918 г. Художник Борис Кустодиев.

Правило №4.
Неприлично обсуждать отсутствующих, «перемывать косточки», желать добра из лучших побуждений и т.д. Боритесь с собой и спасайтесь фразой «иногда лучше жевать, чем говорить».

Чай на террасе. Художник Фредерик Сулакруа.

Правило №5.
Моветон говорить во всеуслышание, что вы сидите на диете. То же самое с алкоголем. То, что вы в «завязке» ваша слишком интимная проблема.

Чашка чая. 1879 г. Художник Мэри Кэссетт.

Правило №6.
Боже какое платье! Сколько стоит?
Деньги — ❌табу в светской беседе. Ответьте – это подарок, и переведите разговор на другую тему.

Портрет мадам де Помпадур. 1756 г. Художник Франсуа Буше.

Правило №7.
Не начинайте есть до тех пор, пока все за столом не будут обслужены или ходите в ресторан в одиночестве.

Пища (Бананы). 1891 г. Художник Поль Гоген.

Правило №8.
Не набивайте полный рот, ешьте маленькими кусочками, особенно когда вы хотите к кому-то обратиться.

Завтрак аристократа. 1848 г. Художник павел Федотов.

Правило №9.
Обувь всегда должна быть чистой. Точка. Далее не обсуждается.

Пара старых ботинок. 1888 г. Художник Винсент Ван Гог.

Правило №10.
Зонт у мужчины должен быть чёрного цвета. Мужчина может взять женский зонт в свою руку, только если требуется его немного подержать или укрыть спутницу во время дождя.

Дождливый день в Батиньольском квартале. 1877 г. Художник Гюстав Кайботт.

Читать далее

Trending